Аналитики предрекают Украине кардинальное изменение продуктового рынка
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Прилавки не опустеют, но ассортимент и качество продуктов - изменятся. Всё дело в покупательской способности населения. Торговые сети будут закупать товары подешевле.
Кроме того, ряд экспертов ожидает, что Европа начнет производство продуктов - специально для Украины, более доступных по цене, зато с заниженными стандартами качества. Подробности – у нашего корреспондента Алексея Багина.
- Я вот взял маленький кусочек этой львовской колбасы за 17 гривень к обеду. Кусочек хлеба, чесночёк – то, что надо.
200-300 граммов колбасы второго сорта и, может быть, если повезёт сторговаться на рынке – столько же сливочного масло – пожалуй, всё, чем может побаловать сейчас себя среднестатистический житель Киева. Не то, чтобы голодные времена наступили или дефицит продуктов – просто уровень жизни в столице Украины за последние два года упал настолько сильно – что эксперты заявляют: впору запасаться солью, спичками и крупами. Отечественным продуктам вход на рынок ограничили. И дальше будет только хуже.
Алексей Дорошенко, генеральный директор ассоциации поставщиков торговых сетей Украины: «Банки лопнули. Мы не можем полноценно сейчас завести, добавьте при этом невозможность купить валюты – потому что ограничение такие, что компании, даже имея гривну, не могут даже по месяцу по два собрать деньги на существующие контракты. Даже поставить сейчас сюда продукцию весьма тяжело. А по отсрочке платежа, извините, с Украиной сейчас никто не работает».
Крупные ритейлеры цены не снижают, частные компании, к примеру – небольшие колбасные цеха, которых на Украине по разным подсчётам, около тысячи, пытаются адаптироваться к стремительно падающему курсу гривны, а перекупщики наживаются на необоснованных скачках цен на продукты. К примеру, так любимый в Незалежной сыр «Российский» за два месяца наступившего года подорожал почти в три с половиной раза. Неудивительно, что киевляне всё реже посещают магазины, и чаще отправляются на стихийные рынки. Где гарантии качества никакой, зато к покупателям подход человеческий.
- Понимаете, тут на ярмарках – люди, которые берут товар они, как правило, хотят, чтобы было вкусно, и цены при этом не кусались. Тогда к нам подходят и постоянно берут. Появляется свой покупатель. А это важно. Поэтому мы, конечно, стараемся не травить.
Но снижение уровня жизни и девальвация национальной валюты – полбеды. Законы вселенной пустоты не терпят, а колоритные украинские рынки – это ведь целый мир. Здесь и колбасы и сало, и домашний творог – но, правда, пока... Уже в ближайшие дни всё это продовольственное разнообразие вытеснят европейские импортёры. На границах с Польшей скопились фуры, полные дешевого европейского пищевого ширпотреба. Украину готовы забросать генно модифицированными помидорами, синюшной курятиной и, пародией на горилку.
Людмила Дрыгало, генеральный директор предприятия по производству замороженных полуфабрикатов: «Мы вели переговоры с Австрией, с Испанией и с Германией. Так там вообще дистрибьюторы, которые занимаются реализацией продукции похожей на ту, которую мы здесь на Украине изготавливаем, они просят поставлять им как можно более дешёвый товар. Это говорит про что – про то, что они не отказываются от органики и качественных продуктов, но в приоритете берутся за реализацию только тех товаров, стандарты, которых дешевле».
После открытия зоны свободной торговли с ЕС, магазины Киева, Харькова, Одессы готовятся к массовому завозу дешевых макарон, колбас, молочных и мясных полуфабрикатов из дальнего зарубежья. Стоит ли говорить, что весь ассортимент будет на 80-90 процентов состоять из пальмового масла, соевых добавок и прочих химикатов, разрешённых на Западе, но до конца не изученных в странах СНГ. Правда, обманывать потребителей запрещено. У покупателя должен быть выбор – поэтому на упаковках мелким шрифтом всё-таки укажут: продукты сделаны из переработанных отходов пищепрома Европы.
Александр Охрименко: «В девяностые годы было их довольно много. Их называли польскими, но, по сути, они были со всей Европы. Некоторые их ругали. Но они были: молочные, кондитерские, хлебобулочные, даже алкогольные напитки. Их покупали и довольно активно. Некоторые бизнесмены на этом бизнес сделали – просто в Польше покупая и привозя в Украину – потому что понимали в Украине это можно продать».
С мнение о том, что украинцы всеядны – сами жители Незалежной готовы спорить. По статистике Минздрава за прошлые годы страна вошла в десяток государств, в которых уровень заболеваемости раком, в том числе органов желудочно-кишечного тракта вырос в несколько раз. Очевидно, пережив эксперименты над собственным населением в виде цветных революций, Украина подготовила новое испытание – революцию пищевую.