В Польше российская делегация почтила память жертв нацизма
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Поминальная церемония проходит в эти минуты и на месте концлагеря Собибор в Польше. Цветы в память о погибших советских военнопленных возложил министр культуры России Владимир Мединский.
Наша страна выразила желание помочь Польше в осуществлении международного проекта - на месте Собибора будет построен мемориальный комплекс. Наш корреспондент Екатерина Иванова - о том, чего забывать нельзя.
Дорога, ведущая в ад. О том, что здесь когда-то находился один из самых засекреченных лагерей СС, говорит разве что проржавевшая табличка. Собибор. Место, куда евреев везли с одной единственной целью – уничтожить. Узников травили в газовых камерах. Тела сжигали прямо на рельсах. Это курган из пепла жертв. Фабрику смерти немцы надежно спрятали глубоко в лесу. Периметр вокруг лагеря заминировали.
Пленники не раз пытались бежать. Но безуспешно. Впрочем, нашелся человек, который подписал приговор практически всему командованию лагеря. Советский военнопленный – Александр Печерский.
Элеонора Гриневич, дочь Александра Печерского: «Подошел к нему человек сам где-то через неделю и сказал. Вот так и так, что мы надеемся на вас, все-таки вы младший лейтенант, офицер Советской Армии».
Узников убивали не всех сразу. Кто-то должен был работать. Готовить, шить, заготавливать лес. Крепкого русского решили приберечь. Пленные тоже на него сразу обратили внимание. Все-таки человек побывал на фронте. План побега лейтенант разработал всего за две недели.
Семён Розенфельд, участник побега из лагеря «Собибор», (Израиль): «Пригласить на примерку, в один из назначенных дней, в сапожную, портняжную, в кузнечную, во все мастерские, где только можно заманить немцев, и в течение 1 часа по одному их уничтожать».
Назначили день икс – 14 октября 1943 года. Бежать решили всем лагерем. Кто-то на свой страх и риск вызвался сделать ножи, кто-то умудрился украсть со склада несколько винтовок. Все прекрасно понимали, что другого шанса не будет, а каждого из узников рано или поздно отправят в газовую камеру.
Лев Симкин, автор книги «Полтора часа возмездия»: «Представляете себе. Эти обессиленные люди. После двух лет плена. Страшно голодные. Убивали этих откормленных, отборных нацистов. И они 12 человек перебили».
Правда, захватить склад с оружием им так и не удалось. Бежать пришлось напролом. Через минные поля. Триста человек прорвались и спрятались в лесу. Но до окончания войны дожили всего 53. Многих эсэсовцам выдали сами же поляки.
Печерский пошел в партизаны. В Белоруссии пускал под откос поезда. А после войны едва не стал жертвой уже советской машины репрессий. Наград герой так и не дождался. Всю жизнь прожил в коммуналке. Товарищи, с которыми бежал из Собибора, своего командира просто боготворили. День побега – отмечали как собственный день победы, все вместе.
В Голливуде о подвиге советского офицера сняли фильм. Исполнитель роли Печерского, Рутгер Хауэр даже написал ему письмо.
Элеонора Гриневич, дочь Александра Печерского: «Они задержали премьеру фильма на 6-7 месяцев просто потому, что ждали приезда папы».
Но неблагонадежного гражданина из страны не выпустили… Сегодня Россия чтит память настоящего героя великой войны.
В Собиборе планируют построить новый мемориальный комплекс. Пока это всего несколько стендов и табличек. И наша страна в этой почетной миссии намерена принять самое непосредственное участие.
Дариуш Павлось, председатель фонда Польско-немецкого примирения (Варшава): «России есть о чем рассказать. Восстание в концлагере Собибор стало возможным только благодаря геройским поступкам советского офицера Саши Печерского. Так что надо чтить память таких героев».
Участники побега из Собибора надеются, что и их подвиг останется в памяти навечно. Устроить такой побег из лагеря смерти больше не удавалось никому.