В Магаданской области победили вечную мерзлоту
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В Магаданской области золотодобытчики с помощью современных технологий победили вечную мерзлоту.
На Наталкинском месторождении строят тоннель, который уже называют колымским метро. Он позволит добывать золото при рекордно низкой температуре. Там, где от мороза крошится даже бетон - побывал наш корреспондент Даниил Горчаков.
На Наталкинском месторождении — крупнейшем по запасам золота в России — началось строительство уникального для севера тоннеля. Его уже прозвали колымским метро. По специальной шахте породу под землей будут доставлять на обогатительную фабрику. Магаданские строители себя с метростроевцами не сравнивают, масштабы подземного сооружения с московской или петербуржской подземками, конечно, не сравнимы. Однако в условиях вечной мерзлоты даже километр тоннеля — едва ли не трудовой подвиг.
Вадим Пономарчук, мастер монтажного участка: «Подземки, метро они постоянно работают. У них там имеются специальные механизмы, выставлены рельсы. А здесь только началось строительство, здесь еще ничего такого нет».
Возить драгоценную руду с приисков на комбинаты не грузовиками по лютому колымскому морозу за минус 50, а вагонетками под землей, уже опробовали на другом магаданском месторождении «Дукат». Опыт оказался удачным. Порода не успевает во время транспортировки перемерзнуть и ее легче обрабатывать.
О глобальном потеплении в Магаданской области читали только в прессе. На Колыме сейчас стоят морозы под минус 60. Даже техника зачастую отказывается работать в такие экстремальные холода. Но стройка не останавливается. Тяжёлые конструкции рабочие поднимают вручную, а бетон согревают специальными грелками.
Андрей Моловицкий, мастер строительно-монтажных работ: «Весь конструктив обвязывается, обматывается прогревочниками. Потом все это подключается к электричеству. После окончания заливки бетона, мы все подключаем и греем по времени примерно 7 суток».
Под землей таких критически низких температур конечно же нет. Здесь главный враг проходчиков — тепло от работающей техники. Тоннель прокладывают в вечной мерзлоте. Если она начнёт таять, может случиться обрушение. Чтобы этого избежать, стены укрепляют по специальной технологии, что-то наподобие термоса наоборот. В тоннеле работает техника с отечественных заводов. Она из-за своей неприхотливости оказалась намного эффективнее чрезвычайно подорожавших импортных аналогов, когда строители вгрызлись в колымский грунт.
Владимир Фрицлер, начальник шахтостроительного управления: «Сами породы при проходке были очень крепкие. Очень! Их прочность превзошла проектные значения больше чем в два раза. Пришлось новую режущую коронку изобретать. Только благодаря ей мы смогли справиться с такой крепостью. Ну и, конечно, люди! Это даже в первую очередь — люди. Их умения, их забота о технике дали возможность пройти этот длинный путь».
Пока шахтостроители укрепляют стенки прорубленного в колымской земле тоннеля и оборудуют пути, специалисты-химики ищут лучший способ извлечь золото из руды Наталкинского месторождения. По оценкам геологов в этих местах можно добыть около полутора тысяч тонн драгоценного металла, только его сначала нужно отделить от многочисленных примесей.
Роман Елецкий, главный инженер опытно-промышленной установки: «В руде очень много природного угля. Этот уголь активный и при переработке возникают трудности с извлечением металла».
Не смотря на сложности с добычей золота на Колыме, Наталкинское месторождение считается одним из самых перспективных на планете. По запасам золота оно уступает только залежам ценного металла в Индонезии и Узбекистане. Первые составы с рудой огромного карьера прииска имени Матросова на обогатительную фабрику по колымской подземке должны пойти уже в 2017 году. Интенсивной работы горнякам здесь хватит минимум на 40 лет.