В Литве суд не признал бывшего советского милиционера виновным в убийстве
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В Литве - суд вынес решение, которое уже назвали сенсационным. Судья отклонил требование прокурора, который просил признать бывшего советского милиционера виновным в убийстве, во время депортации литовского населения после второй мировой.
Почему, вопреки ожиданиям, обвинительного приговора так и не последовало? Наш корреспондент Игорь Максименко следил за процессом и лично пообщался с - теперь уже бывшим - фигурантом уголовного дела:
Жалобу прокурора отклонить. Уголовное расследование прекратить. Причина: отсутствие доказательств. Таково решения Литовского апелляционного суда по делу бывшего советского милиционера Вацлава Лучинскаса. 85-летнего старика обвиняли в что, что в 1949 году он, якобы убил человека во время депортации населения в Литве.
Для Литвы такое решение Апелляционного суда — настоящая сенсация. С момента обретения независимости в республике регулярно судят бывших советских военных, милиционеров и сотрудников КГБ. Прокурор Рита Вайтекуниене до сегодняшнего дня успешно отправила за решетку почти два десятка человек, обвиненных по подобным делам. Сегодня потерпела первое поражение в своей карьере.
Суть дела такова. После окончания 2-й мировой войны, по Литве, равно как и по всему Советскому Союзу, прокатилась очередная волна репрессий. Из республики выслали в Сибирь и на Урал несколько десятков тысяч человек. Под каток депортации попали местные интеллигенты, зажиточные крестьяне, семьи бойцов сопротивления - «лесных братьев», просто недовольные советской властью. Войска НКВД действовали предельно жестко.
Ричардас Подвайскас, старший гид Музея жертв геноцида: «Конечно в грубой форме это все происходило. Нельзя было договориться, чтобы там было дольше собираться или там уйти куда-то. Это конечно оцеплялось внутренними войсками, истребительными батальонами, периметр. И люди, которые пытались бежать, они могли быть уничтожены при попытке к бегству».
Во время одной из таких операций НКВД в 1949 году один из депортируемых, Юлионас Богданавичус, попытался скрыться в лесу и был застрелен при попытке к бегству. Спустя 67 лет в этом убийстве обвинили бывшего милиционера Вацлава Лучинскаса. Никаких документальных свидетельств преступления нет. Тем не менее, прокурор настаивал на длительном тюремном заключении.
Вацлав Лучинскас, обвиняемый: «Я не участвовал в этой операции. В чем я должен признаваться? И я никого не у застрелил! Как я мог застрелить, если меня там не было! Чудеса прямо происходят, не так ли?»
Несколько лет назад Лучинскаса уже оправдал Вильнюсский уездный суд. Прокурор не успокоилась, подала апелляцию в высшую инстанцию. И предоставила архивные документы, из которых следовало, что обвиняемый был на очень хорошем счету в милиции. Владел методами допроса и знал порядок конвойной службы. И даже дважды расписался документах по неразглашению государственной тайны. И это, якобы прямо указывает на то, что Лучинскас мог совершить убийство. Логика более чем странная.
Дария Лишкявичуте, адвокат: «Если бы его не оправдали, он мог бы получить даже пожизненное заключение. Но решение обоих судов показало, что в этом деле отсутствуют доказательства. Думаю, в данном случае прокуратура пошла ва-банк».
Но то, что проходило в литовских судах в последние 20 с лишним лет, в этот раз не сработало. Посадить за решетку человека за то, что он просто служил советскому режиму, в этот раз не удалось.
Александр Сытин, доктор исторических наук, политолог: «Это показательный процесс, процесс, конечно, сугубо политический, опять таки, направленный на то, чтобы зафиксировать определенную точку зрения, как историческую, так и политическую. Если вы провозглашаете, что страна была оккупирована в течение полувека, то естественно, что кто-то начинает искать виновных в этой оккупации и в страданиях, и потерях тех людей, которые стали жертвами советского режима и оккупации».
В итоге политический ангажемент не смог победить здравый смысл и логику, которыми руководствовался судья апелляционного ведомства. Чем закончится это дело неясно - прокурор уже заявил, что обжалует сегодняшний приговор. Теперь уже в Верховном суде Литвы.