Реджеп Эрдоган ищет союзников в Саудовской Аравии

104 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

На фоне охлаждения отношений с Россией, турецкий лидер ищет новых союзников. Сегодня Реджеп Эрдоган - в Саудовской Аравии, дружба с которой может помочь Турции решить сразу несколько проблем.

В военной сфере - это укрепление коалиции по негласной борьбе с президентом Сирии Башаром Асадом. Хотя официально этот альянс противостоит ИГИЛ. В сфере экономики Эрдогана интересует нефть. Турция не прочь поддержать Саудовскую Аравию в ее борьбе против американской экспансии на топливный рынок. С кем уже встретился турецкий гость, и какие договоренности достигнуты, знает наш корреспондент Елена Норкунайте:

По личному королевскому приглашению Эрдоган прилетел в Эр-Рияд, и вот уже второй день вместе с саудовским монархом позирует перед фото и телекамерами. Демонстрирует дружбу и полное взаимопонимание. Уже известно, лидер Турции и король Саудовской Аравии договорились о создании совета стратегического сотрудничества, а министры иностранных дел двух стран заявили о некоем качественном скачке в развитии отношений турок и саудитов.

Адель Аль-Джубейр, министр иностранных дел Саудовской Аравии: «Задача Совета – нести качественные преобразования в отношениях между Турцией и Саудовской Аравией, для того, чтобы эти отношения на самом деле носили стратегический характер, служили интересам двух стран и их граждан и помогали создавать условия безопасности, стабильности и процветания, даст Бог, во всем регионе».

То, что Турции и Саудовской Аравии, удалось так быстро договориться, политологов не удивляет. Исламскую коалицию объединяют общие цели в Сирии. И в альянсе суннитов эти две страны - основные игроки.

Семён Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «Страны, входящие в коалицию, объединяет стремление свержения Башара Асада любым способом. Они даже не видят Башара Асада в переходном правительстве, а не то, что там, по завершении 18-месячного периода, который отводится для урегулирования ситуации в Сирии, - это главная цель».

Клуб по региональным интересам, не иначе. Официально, Исламская коалиция объединяет 34 страны, но саудиты и турки совместными усилиями, наверняка, будут решать лишь  собственные  геополитические проблемы, действуя по схеме: враг моего врага, - мой друг. Эксперты отмечают, этот союз все больше приобретает антироссийский уклон.

Семён Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «Понятно, что Саудовская Аравия и Турция, особенно Турция, как оказывали помощь, таким организациям, как «Исламское Государство», Джебхад-ан-Нусра, «Армия ислама» и прочее, так и будут оказывать. Соответственно, мы, наша коалиция, куда мы входим, будем считать их террористическими и вести с ними борьбу».

Поэтому, по мнению политологов, какие бы благие цели ни декларировал новый альянс, он, безусловно, играет на стороне террористов. Поскольку задача лидеров того же ИГИЛ не только столкнуть христианскую и исламскую цивилизации, но и разбить на части мусульманский мир.

Алексей Гришин, востоковед: «Для того чтобы дестабилизировать обстановку, нужно взрывать и делать теракты в тех местах, которые могут поссорить христианский и мусульманский мир, либо расколоть, собственно, мусульманский. И мы видим теракты какие? В крупнейших европейских центрах, и в крупнейших шиитских центрах».

В Йемене в результате суннито-шиитского противостояния за 10 месяцев были убиты 6 тысяч человек. В основном, мирные жители. Бывший президент Йемена сейчас в оппозиции, но он обещает своим сторонникам-шиитам войну против Саудовской Аравии, если исламская коалиция не прекратит бомбардировки. В то же время Али Абдалла Салех рассчитывает на мирные переговоры под эгидой ООН, при непосредственном российском участии.

Так что вся эта ближневосточная активность основана еще и на экономических интересах. Саудовская Аравия отказалась сокращать квоты по добыче нефти, и цена на топливо падает. Страны-конкуренты в панике. Поэтому многие сейчас заинтересованы в дружбе с королевством. Стоит отметить, что несговорчивость Саудовской Аравии по "нефтяному вопросу" ударила по ее же экономике. Власти Королевства объявили о дефиците бюджета и повышении тарифов для населения.