Столичные эксперты пытаются разгадать секреты тульских мастеров

156 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В частности, уникальные технологии, превращающие сталь в драгоценные камни. Опыт создания таких изделий утрачен, но удивительные вещи остались. И это не только оружие.

Шахматы, мебель, посуда. Они представлены на открывшейся в Москве выставке. Одним из первых ее посетил наш корреспондент Роман Ишмухаметов.

Позолоченное двуствольное охотничье ружье. Ещё одно – с прикладом из слоновой кости. Винтовка с кремнёвым замком из дамасской стали. Это оружие было изготовлено для  Екатерины Второй и её внука Александра Первого известным тульским мастером Иваном Лялиным. Выставленные в государственном историческом музее экспонаты не только отражают развитие инженерной мысли 18 века, но и знакомят посетителей с уникальным пластом русской культуры, который получил название – тульская художественная сталь.

Алексей Левыкин, директор государственного исторического музея: «18 век – это взлёт и расцвет, когда наряду с предметами строевого оружия появляется целый спектр, группа оружия, украшенного не хуже, чем у западно-европейских мастеров».

В руках тульских оружейников даже  металл  превращался буквально в бриллианты. Всё дело в особом мастерстве, когда каждая грань, например, этого эфеса шпаги полировалась до зеркального блеска.  Неискушенные в ювелирном деле современники мастеров принимали эти «стальные» камни за настоящие драгоценности.

Людмила Дементьева, заведующая отделением металла государственного исторического музея: «Полностью утрачена техника знаменитой бриллиантовой огранки, которой в совершенстве владели тульские мастера, бриллиантовая техника – это не имитационная техника, а совершенно самостоятельный вид художественного творчества».

Впрочем, прославились тульские мастера не только изготовлением и художественной отделкой оружия. Этот комплект из стола, туалета с зеркалом, пудрениц и подушечек, выполненный из стали, бронзы и золота,  был подарен Екатерине второй от имени оружейников  в 1787 году. Стоил он баснословных по тем временам денег – около семи тысяч рублей. Для сравнения:  хорошее ружье можно было купить за 6 рублей.  Или вот ещё – предмет интерьера: стол, украшавший когда-то царско-сельский дворец. Заботились мастера  о комфорте и удобстве великосветских дам. Эти предметы, напоминающие  щипцы,  назывались пажами.

Алла Дементьева, заведующая отделом металла государственного исторического музея: «Напоминает этот предмет ножницы, в которых специальные зажимы, с помощью такого пажа дама зажимала длинный шлейф у платья, фиксировала около пояса и вот в таком виде, она могла прогуливаться. В чем они ещё уникальны – на них стоит дата – Тула – 1747 год».

Эта шкатулка для шахмат представляет интерес для историков ещё и тем, что на её крышке воспроизведен утвержденный, но так и не реализованный проект реконструкции тульского завода.

Уникальный комплект из 12 кресел был изготовлен для  Елизаветы Петровны. На то, что  мебель предназначалась для императрицы, указывают ажурные вставки локотников, украшенные композицией с двуглавыми орлами.  За основу была взята конструкция деревянного складного стула, распространенного в Европе,  ещё в  эпоху Возрождения. Тульских оружейников знали и ценили во всем мире, но говорили о них именно, как о гениальных конструкторах и инженерах. И почти никогда, как о мастерах-художниках, которые создали, по сути, своё искусство. 

Алексей Егоров, заместитель генерального директора АО «Северсталь Менеджмент»: «То, что именно тульские оружейники сумели высокохудожественно изготавливать  различные предметы обихода и мебель, и подсвечники, и портсигары, и различного рода вазы, подставки и так далее, это замечательный пласт художественного литья и сложной обработки, он был вне возможности познакомиться с ним».

Увидеть сотни шедевров тульских мастеров в историческом музее теперь смогут все желающие. Выставка будет работать до конца марта.