Ровно 74 года назад в Великой Отечественной войне наступил перелом
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. Но наше командование было готово к тому, что немцы могут войти в столицу.
Долгое время "Московский план" был государственной тайной. Совсем недавно эти документы рассекретили. Наш корреспондент Ксения Некрасова разбирала архивы.
Это был 101 день самой страшной войны за всю историю человечества. 30 сентября 41 года - полутора миллионная армия немецко-фашистских войск приблизится вплотную к Москве.
Прорвав оборону советских войск, фюрер считал, что дойдет до Кремля стремительно. План блицкрига, предполагал взятие Москвы до первых холодов. Силы вермахта окружили столицу в кольцо с севера на юг. Фашистское руководство рассчитало, казалось бы, все - и детальную воздушную разведку, и почти миллионное превосходство немецкой армии. Не учел Гитлер только одного - на защиту своей Москвы встанет весь город.
В ожидании надвигающейся катастрофы, Москва училась жить по-новому. С каждым новым километром приближения фронта, мирная жизнь большого города все больше уступала место суровым военным будням. Зенитные установки соседствовали с закрытыми магазинами, метро трансформировалось в бомбоубежище, а улицы - в баррикады. Благодаря маскировке, Москва погрузилась во тьму.
Пока миллионы москвичей записывались в добровольцы, женщины, старики и дети копали противотанковые рвы, траншеи и окопы. Каждый район стал отдельной дивизией народного ополчения. Каждый понимал - позади Москва и отступать некуда. Но в этот момент в городе шла и другая, совершено секретная работа. И хотя представить себе, что в Кремль войдут фашисты, никто не мог, спецслужбы готовили целую армию подполья. Столица не сдалась бы никогда!
Совершенно секретно: «Отряд «3 Р» создается для проведения боевой и диверсионной деятельности в пределах города Москвы и ее окрестностей, в случае занятия Москвы противником. Начало боевых действий и срок вынужденной консервации, определяет руководитель отряда в зависимости от конкретной обстановки, которая сложится в Москве, в случае ее занятия врагом».
Этот «Московский план» НКВД, подготовленный по личному распоряжению Берии, одна из самых засекреченных страниц войны. На протяжении многих десятилетий, материалы эти считались государственной тайной.
Особая роль в агентурной группе, отводилась известному композитору, автору знаменитой песни «Полюшко-поле» Льву Книпперу. По замыслу чекистов, именно он, должен был сыграть в оккупированной Москве роль бургомистра. В квартире подпольщика, был организован склад вооружения. Для маскировки, в комнатах сделали даже «косметический» ремонт. «Странная» планировка, с опущенными потолками и дополнительными стенами, здесь сохранялась вплоть до 1990-х годов.
Именно эта квартира на Гоголевском бульваре, в случае занятия Москвы фашистами, должна была стать еще и центральным пунктом связи подпольщиков. Всего, в трех диверсионных группах было задействовано порядка 600 ста человек. Однако, именно Льву Книпперу советское руководство доверило главный акт возмездия - жертвуя собой, уничтожить Гитлера и высшее руководство фашисткой Германии, которые собирались прилететь в Москву сразу после ее захвата. Они мечтали провести свой парад на Красной площади.
Ольга Книппер, внучка Льва Книппера: «Он был этнический немец, знание языка. Интеллигентный. Родная сестра любимица Гитлера. Конечно, его кандидатура идеально подходила на ту роль. Если фюрер возьмет Москву, Книппер встретит его и чуть ли не вынесет ему ключи от Кремля».
В организации этой встречи, должна была помочь Ольга Чехова - актриса-эмигрантка, звезда немецкого кино 1930-х, которой восхищалась вся нацистская верхушка. О том, что Книппер - агент советских спецслужб, знали - единицы. Ради высшей цели - отомстить Гитлеру и фашистским захватчикам - ему придется отказаться от своей прежней жизни. Он уйдет из семьи без объяснений и женится на русско-немецкой переводчице Марине Гариковне - также агента советской разведки. Сын законспирированного композитора, до самой смерти будет искать хоть какую-то информацию об отце. Но на каждый запрос - приходил отказ.
Лев Книппер дожил до 75 лет, писал музыку, и никто из окружающих не мог догадаться, какая роль ему отводилась в один из самых драматичных и трагических эпизодов Великой Отечественной войны. Но столица выстояла, и секретный план НКВД не пригодился. 5 декабря, 1941 года, Красная армия прорвав фашистское оцепление, перейдет в контрнаступление. Семь месяцев сражения. Семь миллионов участников. И 926 тысяч навсегда ушедших защитников города. Это был первый шаг на пути к Берлину.