Липецкая область претендует стать сырной провинцией России
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Липецкая область может стать сырной провинцией России. Во всяком случае, начало уже положено. Фермер из села Масловка в своей усадьбе осваивает экзотическую для местных сельхозпроизводителей технологию.
Сыр варит по старинному корсиканскому рецепту. Ради амбициозного эксперимента Владимир Борев даже профессию сменил - в результате доказал, что французский деликатес и в центральной полосе России чувствует себя как дома. В этом убедился наш корреспондент Александр Алексеев.
Владимир Борев может часами рассказывать, какими вкусовыми и полезными для здоровья качествами должен обладать настоящий французский сыр с благородной плесенью, как его правильно есть и самое главное – как готовить. Только не во Франции - дома. В таком сложном деле не бывает мелочей.
- Вот это форма для козьего сыра, это пирамидка для коровьего.
В свое время, заинтересовавшись производством сыров, журналист и издатель Владимир Борев отправился перенимать опыт производства изысканных деликатесов на Корсику. А когда в результате продовольственного эмбарго, европейский сыр исчез с прилавков, находчивый россиянин пригласил французских наставников к себе в гости. Так в селе Масловка поселилась супружеская чета Де Вуж. Сначала сыроделы учили подавшегося в предприниматели журналиста, а потом и всех желающих.
Владимир Борев: «И мы обучали очень многих и из Рязанской области из Тамбовской, Тульской и со всеми делились секретами».
Купив в окрестностях Данкова заброшенный участок земли, коренной москвич Владимир Борев построил здесь настоящий средневековый замок. Головки сыра, согласно старинным традициям, сушатся в самом проветриваемом помещении – на чердаке. Примерно через неделю их отправляют дозревать и покрываться плесенью в подвалы. Этим подземельям, кстати, более сотни лет. Они сохранились от когда-то стоявшей этом месте усадьбы.
Владимир Борев: «Наш подвал французы одобрили потому – что он безо всяких цементных соединений – сложен на сухую. И он вентилируется и на нем уже образовалась плесень, которая приехала из Франции, а сейчас она переходит на сыры».
Первыми, кому довелось продегустировать этот сыр, оказались работающие в России французы. Прежде, на российских прилавках, они видели только сыры, произведенные на промышленных предприятиях Франции. Фермерский продукт здесь они попробовали впервые.
Татьяна Шамрина, сыродел: «Приятно же, когда приезжают люди, которые долгое время употребляли этот сыр. Знают толк в нем, разбираются и когда приезжают к нам, немножко с недоверием приходят - и приятно удивляются».
Сегодня на подворье триста овец, три десятка коз и восемь коров. Владимир Борев охотно делиться главным секретом сыродела – животные должны пастись на лугах, а не получать корм из силосной ямы.
Сейчас в хозяйстве Владимира Борева производят три с половиной центнера сыра в месяц. Могли бы и больше, но молока от собственного стада уже не хватает, а жители соседних сел и деревень держать скотину почти перестали.
Пока технологию французского сыро делания соседи Борева осваивать не спешат. Лишних денег, говорят, нет на такие эксперименты.
Владимир Борев: «Сегодня Липецкая область могла бы стать сырной провинцией России. У нас есть все основания – и молоко и технологии удивительные. Это можно было бы распространить. Для этого нужен уровень не районного и областного, а федерального масштаба помощь, естественно финансирование».
Сам Владимир Борев никогда кредитов не брал, помощи ни от кого не просил, а недавно в очередной раз съездил на стажировку во Францию. И уж в этот раз тамошние сыроделы приняли его за своего.
Владимир Борев: «Мэр города Ляфранцез подготовил диплом, но спросил у всех присутствующих в базарный день сыроделов – нет ли возражений против того, что появится еще один ремесленник, который умеет делать сыр – возражений не последовало и мне вручили этот диплом, прямо на лотке, на котором продается сыр».
А в Масловке снова ждут приезда французских гостей, нужны старые рецепты для новых российских сортов сыра.