Центр имени Грабаря знакомит публику с отреставрированными шедеврами

222 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Специалисты центра не только искусствоведы, каждый реставратор обязан быть немного хирургом, немного химиком и конечно разбираться в рентгеновских снимках.

Только так совершаются сенсационные открытия. Наш корреспондент Анна Воропай об удивительной истории "Спящей Венеры". 

Реставратор надевает халат и совсем как доктор осматривает пациента «Спящую Венеру». Невооруженным взглядом ничего не видно, но Денис Самойленко знает, что в этом месте была огромная дыра. Так картина выглядела до начала работ. А так – после. Здесь все как в медицине. Прежде чем приступить к реставрации, у Венеры взяли анализы. Провели все необходимые исследования: просветили в ультрафиолете, изучили химический слой и даже сканировали рентгеном переломы холста.

Мария Никитина, научный сотрудник отдела реставрации масляной живописи: «Обязательно проводится рентгенографирование произведения и избранных участков произведения. Это позволяет выявить, например, реставрационные вставки основы, реставрационные вставки грунта и также многочисленные утраты красочного слоя и грунта, как вот на этом примере».

Диагноз был однозначен. Основное заболевание – разрыв тканей, сопутствующие – загрязнения, следы прежней реставрации, и крупные изломы, они мешали восприятию картины.

Денис Самойленко, художник-реставратор: «Холст авторский «перегорел» и стал жестким. Ее видимо, при дублировке, то есть при реставрации прежней, его могли просто сломать в нескольких местах».

Сначала художники взялись за самое сложное – восстановили целостность картины. Делали это как настоящую операцию, под микроскопом, с использованием настоящих хирургических инструментов – шприца, скальпеля и стоматологического зонда.  Как хирург соединяет нервы, реставратор – нити.

Денис Самойленко, художник-реставратор: «Одну ниточку продевали под другую, третью под третью. Фактически плели е как раньше на станках, только здесь вся сложность в том, что у нас не было ни бегунков, ничего. У нас был зонд и был прорыв».

В таком неудобном положении Денис провел месяц. И только после приступил к закрашиванию прорыва. Результат потрясает – от прежней дыры не осталось и следа. Ни на лице, ни на изнанке. А значит, Венеру можно выписывать домой. Картина на реставрацию поступила из Орловского музея, местные работники приблизительно установили время написания между 1700 и 1800 годом. Здесь в центре Грабаря благодаря анализам выяснили точнее: западноевропейский художник закончил ее в середине 18 века.

Установить авторство так и не удалось. Повторить работу знаменитого итальянского мастера Джорджоне пытались многие художники. Пожалуй, ни одна из картин Ренессанса не породила столько повторений, как «Спящая Венера» – подобные образы использовали Рембрандт, Мане, Веласкес и Гойя. Теперь у Орловского музея будет и своя копия. Которую точно можно показывать любителям искусства.