В Крыму вспоминают одно из самых знаковых событий гражданской войны 1920 года
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
95 лет назад Красная армия прорвала оборону Врангеля. Главнокомандующий белой армии отдал приказ об эвакуации. На полуострове тогда начался настоящий хаос - тысячи людей пытались попасть на суда, отплывающие в Турцию.
Об изгнании белогвардейцев и о тех, кто спустя годы смог вернуться на родину, – в материале Александры Литвиновой:
В знаменитом советском фильме «Служили два товарища» герой Анатолия Папанова - командир красного полка - проводит инструктаж бойцов. На карте Крым, его большевик показательно прикрывает ладонью и называет ласково «пупочкой» - мол, территория-то невелика, вот только как вырвать это белогвардейское кусачее жало, пока идей нет.
И ведь дрались ожесточенно - Крым оставался последним белым клочком на большой красной карте. Здесь было сформировано правительство Юга России. Весной 1920 его возглавил генерал Петр Николаевич Врангель. Черным бароном звали его потому, что он, кажется, никогда не снимал повседневную казачью черкеску. Подступы к Крыму были практически неприступны, большевики атаковали полуостров не один раз, выбить белых отсюда было чуть ли не главной задачей молодой власти Советов.
Андрей Никифоров, политолог, кандидат исторических наук: «Была бы еще одна Россия, и неважно какого размера, которая вызвала бы множество проблем для той власти, которая уже формировалась большевиками. Крым он стратегически очень удачно расположен чтобы удобно было атаковать с юга территории, уже захваченные советской властью.
Но все же сопротивление удалось сломить. Неожиданным маневром - по грудь в ледяной воде красноармейцы перешли мелководный Сиваш и ударили в тыл защитникам Крыма. Впрочем генерал Врангель успел подготовиться и к такому ходу событий. Он тщательно разработал план эвакуации дворян и мирян, готовых бежать от советской власти. В пяти портах Крыма уже стояли у причалов пароходы готовые вывезти всех желающих подальше от красного террора.
Основные события в Севастополе разворачивались здесь, в самом центре города. У Графской пристани полным ходом шла погрузка на теплоходы, сюда, на площадь со всех сторон тянулись люди и обозы с чемоданами, работали только редкие кафе, все магазины уже давно были закрыты. А вот в это здание, тут раньше располагалась гостиница, переехал штаб главнокомандующего. Генерал Врангель лично вот с этого балкона на втором этаже наблюдал за ходом эвакуации.
Тысячи семей оказались перед тяжелейшим выбором - остаться на родине с риском погибнуть или, бросив все, бежать в неизвестность. Огромная часть русской интеллигенции, белые офицеры, казаки, купцы и разночинцы вынуждены были покинуть Россию навсегда.
Князь Александр Трубецкой, сын тогдашнего русского эмигранта, только в этом году смог исполнить наказ отца обязательно побывать на покинутой родине. В Крым из Франции он приехал, презрев рекомендации Парижа воздерживаться от таких поездок.
Князь Александр Трубецкой, председатель Общества памяти императорской гвардии: «Мы находимся именно в том месте, где может быть, стоял мой отец, где стояли его однополчане, где стояло большое количество людей, дети. Очень символично, что мы находимся в Крыму, в обиженном Крыму, под санкциями в Крыму. Но мы то знаем, мы поддерживаем, но нужно терпеть, как терпели наши отцы».
Тогда за три дня Врангелю удалось сделать практически невозможное – в Константинополь ушли 126 судов. Эта эвакуация морем, по словам исследователей, до сих пор остается крупнейшей в мире. От неминуемых репрессий были спасены 146 тысяч человек.
О покинувших страну людях при советской власти не принято было вспоминать. Собирать истории судеб русских эмигрантов-дворян исследователям приходится буквально по крупицам. На блошиных рынках и сейчас можно найти фотографии беженцев, из заграницы иногда наследники присылают личные вещи русской знати. Общими усилиями удалось создать памятные альбомы и небольшую музейную выставку. Ну а в севастопольском обществе возрождают традиции русского офицерства. В черноморском военно-морском училище курсанты учатся танцевать мазурку и вальс. Здесь уверены – настоящий русский офицер это смелость, преданность Родине и изысканные манеры.