В Сочи Владимир Путин отвечал на вопросы о войне и мире
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Заседание дискуссионного клуба «Валдай» затянулось накануне до позднего вечера. Самыми обсуждаемыми стали темы борьбы с терроризмом на Ближнем Востоке и расширение американской системы ПРО.
Очень важно называть вещи своими именами, заметил президент и рассказал о целях США и России в Сирии. Оказалось, что они всё же несколько разные. Наш корреспондент Константин Рожков передает из Сочи.
Тему Валдайского форума, сформулировали как «война и мир». Но с учетом всех последних событий читалась она скорее как «Грозит ли миру большая война»? По мнению российского президента, одна из главных современных угроз как раз в том, что ядерное оружие из элемента сдерживания постепенно превращается в элемент давления. И тут же пояснил: вот США, например, долгие годы убеждали всех, будто боеголовки в Европе нацелены исключительно на Иран. Теперь Иран, вроде бы уже не представляет опасности, а боеголовки остаются на месте, то есть вблизи наших, российских границ.
Владимир Путин, Президент РФ: «Что это значит? Это значит, что мы, когда спорили с нашими американскими партнерами, были правы. Нас, да и весь мир, пытались в очередной раз ввести в заблуждение просто. А сказать совсем попроще – обманывали. Дело не в гипотетической иранской ядерной угрозе, которой и не было никогда. Дело – в попытке разрушить стратегический баланс, изменить соотношение сил в свою пользу таким образом, чтобы не просто доминировать, а иметь возможность диктовать свою волю всем: и своим геополитическим конкурентам да, думаю, и своим союзникам».
Не мог Владимир Путин не упомянуть еще об одной войне - уже не гипотетической, а вполне реальной. В Сирии - президент посчитал важным напомнить это еще раз - наша авиация находится в стране по просьбе законного правительства во главе с Башаром Асадом и российские самолеты, в отличие от самолетов международной коалиции во главе с США, наносят удары по всем разновидностям террористом, не разделяя их на - плохих и хороших.
Владимир Путин, Президент РФ: «Всему международному сообществу пора, наконец, понять, с чем мы имеем дело. По сути, с врагом цивилизации, человечества и мировой культуры, которые несут идеологию ненависти и варварства, попирая мораль, ценности мировых религий, в то числе и ислама, компрометируя его. И не нужно играть в слова, делить террористов на умеренных и неумеренных. Хотелось бы понять, а в чем разница? Наверное, по мнению некоторых специалистов, в том, что умеренные бандиты в умеренном количестве или как-то нежным способом обезглавливают людей».
Словно вступая в заочную полемику с теми, кто сейчас кричит, что, мол, если уж Соединенные Штаты со всем их оружием не смогли победить террористов, то почему вдруг у России должно получится… Владимир Путин объяснил, что дело не в самих бомбах, а в том, как и на кого их сбрасывать.
Владимир Путин, Президент РФ: «Соединённые Штаты располагают огромным, самым большим в мире военным потенциалом, просто всегда трудно вести двойную игру. Объявлять о борьбе с террористами и одновременно пытаться использовать часть из них для того, чтобы расставлять фигуры на ближневосточной доске в своих интересах, как кажется, в своих интересах».
Вслед за Владимиром Путиным выступал спикер иранского Меджлиса, то есть по сути одно из первых лиц иранского государства - Али Лариджани. Он называл появление российских бомбардировщиков в Сирии своевременным, а возглавляемую США коалицию прямо с трибуны обозвал - «бумажной», имея ввиду ее неэффективность. Следующим к микрофону вышел бывший президент Чехии Вацлав Клаус, который резко вернул аудиторию на несколько десятилетий назад. Когда распался Советский Союз - вспоминал он - в странах соцлагеря почему-то думали, что теперь-то избавившись от коммунизма, они автоматически заживают как по маслу, но это, по признанию, Клауса было иллюзией. Тему развили во время обсуждения. Бывший американский посол в СССР Джек Мэтлок стал спорить, уже, правда, с Владимиром Путиным, мол, развал Союза на самом деле не был такой трагедией.
Владимир Путин, Президент РФ: «Господин посол, как я понимаю, вступил со мной в заочную дискуссию, а в данном случае – в очную, и сказал, что не считает, в отличие от меня, развал СССР трагедией XX века. Я продолжаю настаивать, что это трагедия, и прежде всего гуманитарного характера, вот я о чем говорил. В результате распада СССР 25 миллионов этнических русских оказались за рубежом помимо своей воли и, как у нас в народе говорят, в одночасье. Повторю тезис свой о том, что русский народ оказался самым большим разделенным народом в мире, и это, безусловно, трагедия».
Та часть Валдайского форума, когда выступления уже закончились, и началась свободная дискуссия, традиционно самая интересная. Именно здесь, как правило, можно услышать самые неожиданные заявления. Так, например, Владимир Путин предположил, что Россия могла бы помочь Соединенные Штатам - стать более демократичной страной, учитывая, что сама Америка взяла за правило вмешиваться в дела других стран.
Владимир Путин, Президент РФ: «Всем хорошо известно, что дважды в истории Соединенных Штатов Америки к власти приходил президент, который был избран большинством выборщиков, за которыми стояло меньшинство избирателей. Это демократично? Нет. Демократия – это власть народа, большинства народа. Как же, человек избран на высший пост в государстве меньшинством избирателей? Есть такая проблема в конституции. Мы же не требуем от вас, чтобы вы меняли конституцию».
Именно во время этой части дискуссии прозвучало то, что, пожалуй, тянуло на главную сенсацию вечера. Произошло, это когда российского лидера спросили должен ли уйти Сирийский президент Башар Асад. Владимир Путин ответил, что даже говорить об этом не корректно, так как Асада выбирал сирийский народ, однако переговоры с оппозиций возможны.
Владимир Путин, Президент РФ: «Конечно, мы считаем, что в основе сирийского конфликта – не только борьба с боевиками, и не только террористическая агрессия, хотя она, эта террористическая агрессия очевидна, и террористы просто воспользовались сложностями внутри самой Сирии. И нужно отделить террористическую угрозу от внутриполитических проблем. И, безусловно, сирийское руководство должно наладить рабочий контакт с теми оппозиционными силами, которые готовы к диалогу. Насколько я понял из позавчерашней беседы с Президентом Асадом, он к такому диалогу готов».
То есть речь идет о том, что при участии России возможно удастся усадить за стол переговоров все стороны сирийского конфликты, за исключением террористов, конечно. То, чего не удавалось сделать, все 4 года гражданской войны.
Еще одно, пожалуй, не менее важное высказывание, которое, впрочем, уже относилось не к вопросам политики, а скорее к личности самого российского президента прозвучало уже в финале. Когда Владимира Путина в очередной спросили по поводу Сирии, он ответил, что еще 50 лет назад ленинградская улица научила его: если драка неизбежна, бить надо первым.