В Петербурге стоимость проезда на транспорте может диктовать только рынок и совесть

100 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Городские власти не смогут регулировать тарифы на проезд в транспорте. Жители Петербурга уже несколько недель обсуждают, на сколько повысят стоимость проезда.

Прогнозировали увеличение тарифов сразу на несколько рублей. И вот - стала известна одна любопытная деталь. Сдержать рост цен возможно только на нескольких социальных маршрутах. Для них власти с нового года установят планку 35 рублей. Но 70 процентов пассажирских перевозок в Петербурге осуществляют частники. И им приказать невозможно. Верхний уровень стоимости проезда будет диктовать только рынок и совесть. Наш корреспондент Алексей Багин заглянул в ближайшее будущее Северной Столицы:

Говорили, что больше 35 рублей за поездку брать не станут. Проезд на автобусах подорожает, но не сильно. Лукавили – уверены эксперты. Про ограничения тарифов на общественный транспорт перевозчики заявили, а вот про какие именно маршруты идёт речь – ни уточнили. Поднимут цены по умолчанию. И всё на законной основе.

Алексей Палин, председатель профильной комиссии Законодательного Собрания по транспортному комплексу: «Перевозчик, никого не спрашивая, может установить любую стоимость проезда в своём коммерческом транспорте - на маршрутах, которые он обслуживает. Для этого необходимо провести конкурс по выборам перевозчика. Будет указан номер маршрута, протяжённость, остановочный павильон и ни слова не будет сказано про стоимость проезда. Потому что коммерсанты предпочтут смотреть по ситуации – рынок диктует условия».

Новые возможности автобусным паркам Северной столицы даёт 220-й Федеральный закон. Положение вступает в силу с января 2016 года. Согласно ему власти города больше не могут влиять на тарифную политику частных перевозчиков. Теперь рассчитывать стоимость проезда бизнесменам предлагается самим. Мера – необходимая и вполне справедливая для большинства регионов, уверены специалисты. Но только не для Петербурга, единственного города-миллионника, в котором 70 процентов всех перевозок выполняют не государственные, а частные компании. В том числе коммерсанты обслуживают и так называемые социальные маршруты. Именно на них администрация Петербурга и планирует закрепить с нового года тариф не выше 35 рублей. С единственным в городе государственным перевозчиком «Пассажиравтотрансом» - сделать это наверняка получится, а вот с частниками – надежда разве что на «джентельменское соглашение».

Алексей Палин, председатель профильной комиссии Законодаельного Собрания по транспортному комплексу: «Исходя из этого, выходит, что социальные маршруты им не интересны с коммерческой точки зрения. Они просто не будут заявляться на эти маршруты на право перевозок пассажиров и багажа. И что тогда получается? Получается, что у нашего «Пассажиравтотранса» нет ни финансовой, ни физической возможности все те маршруты, которыми занимаются коммерческие перевозчики, переложить на плечи ГУПа».

По разным оценкам, чтобы закупить недостающий подвижной состав – необходим миллиард рублей. Таких средств в казне города нет. Если деньги потребуются экстренно, считают специалисты, к примеру, на закупку хотя бы половины автопарка, искать начнут в карманах петербуржцев.

Владимир Валдин, эксперт межрегионального объединения «Город и Транспорт»: «Сейчас избрана тарифная политика формирования бюджета. Финансирование общественного транспорта в городе, который работает в первую очередь на социальном тарифе, предполагает бесконечный рост затрат: максимальные цены, максимальную себестоимость, а также постоянный рост тарифов для пассажиров».

Пятьдесят, шестьдесят, да хоть сто рублей за поездку - аппетиты частников предсказать невозможно. Однако, в профильном комитете Смольного готовы к любому сценарию. Говорят, с бизнесменами договариваться всё равно придётся – живём ведь в одном городе.

Александр Воробьёв, председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга: «Конечно, есть мнение и вероятность того, что перевозчики начнут увеличивать тарифы и так далее. Но, вы знаете, специалисты приходят к мнению, что не в интересах перевозчика устанавливать какие-то тарифы, которые будут отличаться от сегодняшних. Перевозчик в конце концов бьётся за пассажира».

Чиновники не только спокойны, более того, делают оптимистичные прогнозы. Говорят новый закон только на руку - с начала следующего года может произойти не увеличение, а наоборот снижение тарифов. Не то, чтобы рождественское чудо или праздничные скидки - просто участники рынка станут соревноваться друг с другом. Правда, рано или поздно частники всё равно взвинтят цены. Но сделают это, скорее всего, ближе к лету – когда начнётся туристический сезон. А пока ситуацию с вступающим в силу законом и состоянием всего транспортного хозяйства Петербурга изучают юристы.

По словам экспертов, справиться с проблемой можно за счёт увеличения субсидий перевозчикам. Для этого бюджет города должен быть распределён таким образом, чтобы долгосрочные и дорогостоящие проекты - такие как строительство автомобильных развязок или виадуков - стали строго регламентированы в расходах. Тогда сэкономленные средства можно будет направить на поддержку государственных перевозчиков, субсидию которым в этом году только в Петербурге сократили на 600 миллионов рублей.

В Смольном отмечают: до тех пор пока контракты на обслуживание социальных маршрутов не закончились, взвинтить цены у коммерсантов не получится. Ближайшие месяцы стоимость проезда вполне прогнозируема. Что произойдёт дальше - зависит уже не от чиновников, а от платёжеспособности пассажиров.