Поисковики раскрывают тайну авиакатастрофы 80-летней давности
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Поисковики в Хабаровском крае приподняли завесу тайны над авиакатастрофой 80-летней давности. В 1935 году в тайге разбился гидроплан, перевозивший деньги местного совхоза. Важный груз с места крушения изъяли сотрудники НКВД.
Почему дальнейшая поисковая операция и опознание погибших стали возможны только в наши дни, рассказывает наш корреспондент Даниил Горчаков:
На месте авиакатастрофы 80-летней давности энтузиасты из приморского отряда «Авиа-Поиск» до сих пор находят останки жертв крушения гидросамолёта «Савойя-55». Сегодня никто не может с уверенностью сказать, почему трагедия 1935 года в глухом уголке дальневосточной тайги так долго оставалась в забвении. В той катастрофе погиб один из пионеров советской авиации — Александр Светогоров и еще 11 членов экипажа и пассажиров.
Александр Панасенко, участник отряда «Авиа-Поиск»: «На месте падения самолёта были обнаружены останки трёх человек, лежащие компактно. По-видимому, это были пассажиры. Поскольку среди костных фрагментов встречаются привязные ремни».
Гидроплан «Савойя-55» под управлением летчика Александра Светогорова 26 июня 1935 года вылетел с аэродрома Александровск-Сахалинский в сторону Хабаровска. Он в сопровождении охраны и работников островного колхоза вёз в краевой центр выручку — около одного миллиона советских рублей. Из-за тумана летели вдоль морского побережья. Неподалеку от поселка Лазарев самолёт потерял управление и врезался в одну из сопок Чёртова хребта. Выжить не удалось никому.
Первая экспедиция к месту крушения «Савойи-55» отправилась уже на следующий год после аварии. Сопки Чёртова хребта ещё в 1936 посетили сотрудники НКВД. В их задачу входило лишь забрать 1 миллион рублей наличностью с борта разбившегося самолёта. Тела и личные вещи погибших так и остались в труднодоступной тайге. Впоследствии к месту крушения отправлялись ещё несколько экспедиций. Но своими целями они ставили одно — разобраться в причинах авиакатастрофы прошлого.
Позже в районе авиакатастрофы началась заготовка древесины. Лесорубы проложили дороги, и место крушения самолета оказалось слишком доступным для охотников за раритетами и сборщиков металлолома.
Ярослав Ливанский, участник отряда «Авиа-Поиск»: «То, что при останках людей нет никаких личных вещей, означает, что трупы обирали, просто мародерствовали».
Из земли поисковикам удалось извлечь фрагменты одежды, портсигар и детали приборов самолета. Часть материала, включая двигатели, ещё несколько лет назад успели вывезти в музеи местные энтузиасты и историки.
Александр Панасенко, участник отряда «Авиа-Поиск»: «Экспедиции, которые были ранее предприняты, либо это частная инициативы была чья-то, они предпринимали такие раскопки, которые препятствуют дальнейшему нормальному проведению поисковых работ».
Во время одной из таких экспедиций в 2006 году собрали часть человеческих костей. Их передали в органы внутренних дел поселка Лазарев. Однако тогда экспертизу для выяснения личностей погибших проводить не стали. Останки просто закопали на местном погосте. И только сейчас к месту катастрофы 80-летней давности отправились сотрудники Следственного комитета, среди которых есть опытные криминалисты.
Геннадий Басюк, председатель хабаровского общественного совета по изучению малоизвестных событий, связанных с обороной Дальнего Востока: «После того как произведут там раскопки, будет произведён сбор останков, едут в поселок Лазарев. Там будут эксгумированы те останки, которые милиция, продержав 4 года, закопала там, чтобы ничего не делать. Всё это будет доставлено в Хабаровск для проведения экспертизы ДНК».
В рассекреченных архивах НКВД о расследовании крушения гидроплана «Савойя-55» под управлением Александра Светогорова удалось узнать имена всех членов экипажа и пассажиров. Сейчас общественники ищут их родственников. Это необходимо для проведения генетической экспертизы. Уже откликнулись потомки командира Светогорова из Приморья, с Сахалина и даже из Германии. После установления личностей всех погибших останки с почестями захоронят. Также краеведы обратились с ходатайством к властям страны, посмертно вручить Александру Светогорову звезды героя, которую он не успел получить за участие в спасении челюскинцев во льдах Арктики.