От чего зависят цены на проезд в общественном транспорте?
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Петербург готовится повысить цены на проезд в общественном транспорте. Произойти это может уже с нового года. Причем речь идёт о повышении сразу на 7 рублей - с 28 до 35 за одну поездку. Иначе транспортным предприятиям грозит банкротство.
Ещё как вариант - заплатить может город, решить проблему субсидиями, которые тогда должны быть внесены в бюджет на будущий год. Если посмотреть на проездные тарифы в других регионах, становится понятно, что регулируются они вовсе не рынком и не зависят от цены на бензин. Везде стоимость билета совершенно разная. Наш корреспондент Алексей Багин поинтересовался, за что именно мы платим:
То, что с нового года в Петербурге тарифы на наземный транспорт вырастут – на автобусных остановках Северной столицы обсуждают уже сейчас. Скачок цен, заложенный в план бюджета, не оставляет равнодушных (см. видео).
Вопрос о подорожании проезда уже поднимали - в начале августа на нулевых чтениях бюджета. Тогда необходимость повышения объяснили увеличением расходов на топливо и электроэнергию. Билеты на автобус, трамвай и троллейбус, по мнению экспертов, стоит продавать на 7 рублей дороже – не по 28, а по 35. Иначе транспортные компании обанкротятся. Инициатива вызвала критику Смольного. Профильным комитетам поручили рассмотреть три варианта сценария тарифной политики: пессимистичный – это, когда 28-30 рублей и транспортники неизбежно несут убытки; инерционный - то есть повысят ненамного, примерно до 33 рублей, но при этом появится стабильность в работе перевозчиков; и инвестиционный – дорогой, но позволяющий развиваться всей отрасли.
Гасан Сафаров, первый заместитель председателя Комитета по тарифам: «Сначала организация предоставляет свои обосновывающие материалы. Мы в рамках законодательства и нормативно-правовых актов рассматриваем это предложение, проводим, как я сказал, анализ предыдущего года, потом этот вопрос мы обязательно обсуждаем на заседании трёхсторонней комиссии Санкт-Петербурга. При Комитете по тарифам функционирует общественный совет, мы обязательно проводим слушания на заседании общественного совета, потом этот вопрос выносим на рассмотрении депутатов законодательного собрания».
Сами перевозчики подчёркивают: они хоть и просили у города денег на развитие, но делать это предлагают в щадящем режиме. Исключительно за счёт повышения оплаты разового проезда. То есть льготы и скидки, заложенные в электронный проездной, например, в Петербургский «подорожник», сохранятся.
Михаил Богданов, первый заместитель генерального директора ОАО «Третий Парк»: «Здесь две цели. Первое - это выход на условия, приближённые к себестоимости перевозок, и второе – это перспектива, о которой часто говорит город, и мы все эту политику поддерживаем, это уход от наличных денег».
Цены на проезд в регионах России разные. Стоимость чаще всего зависит не столько от скачка цен на топливо, сколько от количества машин в парке, а так же от расходов, связанных с их амортизацией. В Хабаровске, например, поездка на муниципальном автобусе обойдётся в 20 рублей. Коммерческий транспорт здесь стоит дороже - все 30. В Новосибирске услуги маршрутки оценивают в 25 рублей, в то время как социальный автобус довезёт пассажиров и за 18. В Казани, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге цены приблизительно одинаковые – разница в один, два рубля. Дешевле всего передвигаться по Ставрополю – поездка на троллейбусе выйдет в 15 рублей.
Петербургские транспортники заявляют: наш город второй по величине – техники требуется в разы больше.
Затраты на обслуживание машин, к примеру, вот таких автобусов, а так же выплата заработной платы сотрудникам составляют большую часть расходов транспортной компании. Здесь уверены: если тарифы повысят, расходы увеличатся не только у пассажиров, но ещё и перевозчиков. Улучшить качество услуг возможно только за счёт дополнительных финансов.
В Европейских странах, например, в соседней Петербургу Финляндии, тарифы рассчитываются иначе. Никакого дополнительного финансирования ни от государства, ни от граждан финны не ждут. Среднюю стоимость перевозки они вычисляют просто: делят километраж автобуса, пройденный за день, на количество пассажиров. А затем уменьшают этот показатель ещё на 10 процентов. Получается справедливая сумма. Дело в том, что внутренние перевозки в Финляндии падают, поэтому статью: "непредвиденные расходы" - в стоимость билета не включают. И так пассажиров мало. Можно совсем разориться. В отличие же от западных финансистов наши не только ничего из тарифов не вычитают.
Наоборот стоимость проезда постоянно увеличивают, да ещё и с запасом. Чтобы не прогореть вовремя очередного кризиса. Такой подход защитники прав потребителей называют лукавством.
Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России: «Нарисовать можно любые цифры. Ещё в своё время у Райкина была миниатюра, когда снабженец прибегает к строителям и говорит: я спас план. - Как? - А я нашёл золотой кирпич, если мы вставим его в стену, спасём план. Вот так можно поднимать любую себестоимость».
Окончательную точку в споре власти с транспортными компаниями должен поставить губернатор. В ноябре в парламенте пройдёт второе чтение бюджета. Как считают эксперты, к этому времени появятся корректировки. По предварительным данным, шансов больше у инерционного сценария. Т.е. подорожание неизбежно, хоть и до 33 рублей.