«Дикая банда»

06.11.2008, 23:15

Вестерн (США, 1969)

В техасский городок въезжает переодетая солдатами банда Пайка Бишопа. Но тщательно продуманное ограбление банка обречено на провал. Стоит грабителям ступить на главную площадь, как они оказываются под прицелом.

Воспользовавшись шумихой вокруг праздничного шествия, Пайк со своими товарищами бежит из города. Но сумки с награбленным набиты железными жетонами, и бандитам остается лишь зализывать раны и готовить последнее дело, прежде чем окончательно уйти на покой.

Столкнувшись с кровавым мексиканским генералом Мапаче, Пайк соглашается за награду доставить повстанцам оружие, которое американцы перевозят на поезде.

Тем временем, в погоню за бандой власти отправляют отряд "охотников за головами" под предводительством бывшего напарника Пайка, Дика Торнтона.

И у него есть свой резон добраться до старого товарища: в этом случае Торнтон получит досрочное освобождение…

«Дикая банда» стала не просто мгновенной классикой, которую проморгали киноакадемики, удостоив двумя номинациями на «Оскар». Это был фильм-революция.

Зритель был в шоке от валящихся штабелями тел, от 89 сцен убийств (что стало рекордом на долгие годы), от впервые выпавших на экране внутренностей, которые камера без всякой брезгливости запечатлевала. То, что компания Warner Bros. вырезала из ленты 10 минут, не спасало положения. Пекинпа тут же объявили голливудским апологетом жестокости.

Впрочем, в первую очередь, голова шла кругом от монтажа. На фильм по заверениям монтажера пришлось 3643 склеек: внушительное число даже по меркам современных клиповых нарезок. Впервые стало не так важно, кто в кого стреляет – зритель был просто заворожен кровавой хореографией.

Камера летела вверх тормашками вместе с падающими всадниками, а короткий параллельный монтаж позволял разглядеть брызжущую кровь. Режиссер раз и навсегда отказался от «экранной анестезии»: кровь и рваные раны нашли свое место в кинематографе.

Кроме того, впервые для сцен экшена Пекинпа позаимствовал из авангарда «рапиды». Съемки то замедлялись, то ускорялись, создавая необходимую динамику. Лишь спустя годы это станет общим местом для любого боевика.

Казалось, от классического вестерна Пекинпа не собирается оставить камня на камне. Время действия было перенесено на начало XX века, на закат эпохи, не имевший к завоеваниям Дикого Запада уже никакого отношения. Здесь ездили на автомобилях и вопреки законам жанра палили из автоматического оружия. Здесь не было хороших и плохих, а только плохие и очень плохие. С самого начала лента неслась к заведомому концу, к гибели титанов. В первых кадрах режиссер уже раскрывает финал, когда жестокая мелюзга кидает скорпионов в лапы бесчисленных муравьев…

Появление этого шедевра до сих пор, в некотором смысле, загадка: Пекинпа, срывая сроки, уходил в недельные запои, денег не хватало настолько, что «уже убитые» отдавали свои костюмы «еще живым».

Тем не менее, «Дикая банда» стала первым экшном в современном понимании. Фильм выстраивался не на конфликте, не на драматической истории противостояния, а на трех сценах, сценах перестрелок, превращающихся в жестокую бойню

В 1969 году где-то в Италии уже орудовали ковбои из спагетти-вестернов Серджио Леоне. Пекинпа, тем временем, закрывал жанр реквиемом уходящей натуре – кровавым месивом, после которого уже и быть ничего не могло. А мертвецы на финальных титрах смеялись в лицо ошарашенному зрителю.

В ролях: Уильям Холден, Эрнест Борнайн, Роберт Райан, Эдмонд О'Брайен, Уоррен Оутс, Хайме Санчес, Бен Джонсон, Эмилио Фернандес.

ad