«Скорей любите нас»: как создавался мультфильм «Бременские музыканты»
2 янв, 8:56 Анастасия Голубева
Фото: Кадр из мультфильма "Бременские музыканты", режиссер Инесса Ковалевская, 1969г.
Абсолютно нетипичный для того времени мультфильм почти сразу после премьеры стал легендарный.
Мультфильм «Бременские музыканты» вышел на экраны в 1969 году. Средневековая сказка в современном прочтении мгновенно покорила детей и вызвала много вопросов у взрослых.
Рисованный мюзикл действительно не вписывался в советские стандарты, однако быстро стал культовым, а песни главных героев уже более полувека напевают несколько поколений зрителей.
Пятый канал собрал факты о том, как создавалась рисованная история бродячих друзей и почему она до сих пор находит отклики в сердцах.
Модные хиппи-музыканты
Изначально персонажи должны были выглядеть совсем не так. Их отрисовали более детскими, пухлыми, одетыми по моде прошлых столетий в нелепые костюмы с рюшами и жабо. Однако режиссер картины Инесса Ковалевская увидела интересные образы в импортном журнале и попросила мультипликаторов все перерисовать.
И поскольку на конец 60-х пришелся расцвет движения хиппи и рок-музыки на Западе, а история была как раз про европейский квартет, вся мульт-команда предстала в нетипичном и очень привлекательном для советской молодежи образе. Ультракороткое облегающее платье Принцессы, брюки-клеш и батник с вырезом Трубадура, пышная прическа и джинсы Осла, кожаные сапоги и очки-стекляшки Кота, цветастая рубашка и рок-гитара Пса — все это в одночасье переквалифицировало «Бременских музыкантов» из детского мультика в молодежный.
«На дворе стояли 1960-е, заграничным миром правили хиппи, даже у нас витал какой-то нереальный запах свободы. А еще мы были очень молоды, и нам отчаянно хотелось сделать что-нибудь разэдакое», — вспоминал потом поэт Геннадий Гладков.
Друзья отрицали все законы королевства, колесили по городам на телеге-чемодане, раздавали рок, побеждали разбойников мирными методами и вместо заманчивых сводов дворцов неизменно выбирали свободу. И хотя это вроде как старомодное королевство, музыканты поют в микрофоны, их голоса усиливают новомодные колонки, а от электрогитар тянутся толстые провода.
«В Трубадуре усматривали Элвиса Пресли, в этих четырех зверушках — битлов. Элементы пародии если и имели место, то доброжелательной, свойской. Не сатира, а именно мягкий юмор», — объяснял Гладков.
Любовь стала главной в сюжете
В классической сказке авторства братьев Гримм пожилые Осел, Пес, Кот и Петух мечтают стать музыкантами, а по дороге выгоняют лесных разбойников из хижины и остаются там жить. Однако авторам хотелось вложить в детскую историю больше смыслов, поэтому было решено изменить сюжет.
Композитор Геннадий Гладков посоветовал добавить любовную линию и ввести новых персонажей — Трубадура, Принцессу, Короля и охранников. Кстати, парень с гитарой появился по задумке Василия Ливанова, который впоследствии, кстати, снял продолжение мультика — «По следам Бременских музыкантов».
Так, начальные главные герои проекта — четверо зверей музыкантов, таким образом, стали второстепенными.
Один голос озвучивал всех
Изначально для озвучки героев был подобран целый каст актеров и певцов. Олег Анофриев должен был петь за Трубадура, Зиновий Гердт — за Атаманшу, Зоя Харабадзе — за Принцессу, Олег Янковский — за Осла, Юрий Никулин — за Пса и Балбеса, Андрей Миронов — за Кота, Георгий Вицин — за Петуха и Труса, Евгений Моргунов — за Бывалого.
Однако в финальном варианте, как ни странно, зрители почти везде слышат только одного Олега Анофриева.
А все дело в том, что студия «Мелодии», где планировали писать фонограмму для «Бременских музыкантов», была очень востребована. И для озвучки смогли выделить только ночные часы. К назначенному времени приехал только Анофриев, и то лишь затем, чтобы предупредить, что он не сможет работать с температурой 39. Перенести запись на более-менее обозримые сроки было нереально. Пришлось уговаривать заболевшего актера подарить свой голос не только Трубадуру, но и заодно частично животным, грубоватым разбойникам, тонкоголосому королю и худосочной охране.
«Я сперва посопротивлялся, но мне и самому вдруг стало интересно: смогу ли я один озвучить всех героев. Мы попробовали, и я настолько вошел во вкус, что хотел спеть даже за Принцессу! Жаль, авторы не дали. Мы работали всю ночь. А когда под утро я измерил температуру, градусник показал 36,6. Вот она, великая сила искусства!» — вспоминал он.
Партию Принцессы в итоге исполнила певица Эльмира Жерздева, а животных — поэт Анатолий Горохов. Король получил голос композитора Геннадия Гладкова.
Только после записи песен мультипликаторы принялись за отрисовку героев.
Трус балбес и бывалый из кино перешли в мультфильм
Мультипликаторы долго не могли решить, как должны выглядеть бременские разбойники. Все варианты и образы не подходили. Мучительные раздумья затягивались, пока кто-то не предложил срисовать «работников ножа и топора» с популярной в те годы троицы — Вицина, Моргунова и Никулина. Их полюбила вся страна после выхода «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая.
Идея была поддержана и успешно реализована. Так хулиганы и нарушители закона переквалифицировались в средневековых разбойников.
Атаманша стала балериной Вишневой и актрисой Раневской
Прожженная и артистичная атаманша в «Бременских музыкантов» была срисована с двух известных женщин.
Заслуженная артистка РСФСР балерина Тамара Вишнева, супруга режиссера Вячеслава Котеночкина, тогда любившая иногда устраивать танцевальные шоу на бочке, подарила героине пластику и движения. А у народной артистки СССР Фаины Раневской «забрали» поведение и манеру говорить.
Кстати, в других персонажах тоже можно узнать их прототипов. Так, короля рисовали с актера Эраста Гарина, неоднократно исполнявшего монарших особ в фильмах-сказках («Золушка», «Обыкновенное чудо», «Каин XVIII», «Полчаса на чудеса»). А Принцесса по разным версиям похожа на супругу Юрия Энтина Марину или на европейскую модель из журнала тех лет.
Голос Магомаева сделал мультфильм легендарным
Музыкальная составляющая — один из выигрышных факторов «Бременских музыкантов». И это заслуга поэта Юрия Энтина и композитора Геннадия Гладкова. Была даже версия, что команда сначала написала песни, а потом уже под них рисовала мультик.
В первом мультипликационном мюзикле прозвучали 7 песен: «Ничего на свете лучше нету» («Песня друзей»), «Дуэт Принцессы и Трубадура», «Песня разбойников», «Песня Охраны», «А как известно, мы народ горячий», «Куда ты тропинка меня привела» и «Песня друзей», но уже в другой аранжировке.
Голоса героям подарили Олег Анофриев, Анатолий Горохов и Эльмира Жерздева. Параллельно с выходом мультфильма была выпущена версия на грампластинках, общий тираж которых за два года достиг 28 миллионов копий. В те годы «бременский рок-н-ролл» звучал изо всех приемников и по всем радиостанциям.
В продолжении мультика прозвучали тоже 7 композиций: «Песня гениального сыщика», «Песня придворных (Такая-сякая)», «Серенада Трубадура (Луч солнца золотого)», «Дуэт Короля и Принцессы (Ах, ты бедная моя трубадурочка)», «Вторая песня разбойников (Пусть нету ни кола и ни двора)», «Звезды континентов (Мы к вам заехали на час)», «Колыбельная песня (Баю-баюшки-баю)».
Звездой второй части стал поэт Муслим Магомаев, исполнивший романтическую песню влюбленного Трубадура. Кстати, мало кто знает, что он же пел в начале мультика за хитрого Сыщика. Другие песни записаны уже знакомыми по первой части Анатолием Гороховым, Геннадием Гладковым и Эльмирой Жерздевой.
По одной из версий Анофриева заменили, потому что Трубадур повзрослел и окреп голосом. По другой — актеру запретили участвовать в работе из-за нелепой сцены в Кремлевском дворце на большом правительственном концерте. Якобы он пропел, уходя со сцены: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы!», и такой жест чиновники истрактовали не в его пользу.
Кстати, некоторые вокальные партии принадлежат экс-солисту «Веселых ребят» Леониду Бергеру. Его имя не попало в кадры, потому что к моменту выхода мультфильма на экраны артист эмигрировали из СССР.
И если композиции побили все рекорды по количеству проданных пластинок, то сам мультфильм, увы, не получил ни одной награды.