Безопасное общение: Как защитить данные от мошенников в сети
14.02.2022, 17:00 Карина Халикова
Фото: Globallookpress.com / panorama-images
По каким ссылкам нельзя переходить в электронных сообщениях? Как Viber защищает пользователей от мошенников?
Пару лет назад самым популярным видом мошенничества было телефонное. Сегодня злоумышленники все чаще перебираются в поисках жертв в интернет. Число случаев телефонного и интернет-мошенничества в 2020-м выросло на 76%, по сравнению с первой половиной 2019 года. И больше всего от этого страдают владельцы банковских карт.
5-tv.ru и мессенджер Viber рассказывают, как вести себя в онлайне, чтобы обезопасить данные от мошенников.
Какими бывают угрозы в интернете?
98-99% кибератак связаны с социальной инженерией. Для большинства преступлений в сети мошенники используют психологические приемы, чтобы получить ценную информацию. Например, «играют» на человеческом факторе — просят перевести деньги на лечение ребенка или взламывают аккаунт вашего друга и пишут вам с просьбой срочно одолжить денег. Американская компания Purplesec выделила десять развивающихся тенденций киберпреступлений. Одна из главных — навыки злоумышленников пользоваться текущей ситуацией в мире и манипулировать теми, кто наиболее уязвим. Часто мошенники представляются благотворительной организацией, помогающей пострадавшим от коронавируса, или компанией по производству средств защиты, утверждают эксперты.
Чаще всего мошенники пишут или звонят пользователям с поддельных аккаунтов, входят в доверие и обманом получают конфиденциальные данные — информацию о банковских счетах и документах. От кибератаки не защищены даже самые опытные пользователи интернета. Есть четыре основные тактики угроз в сети:
- Звонки или сообщения мошенников, которые представляются сотрудником банка;
- Ссылки на онлайн-кассу для оплаты товаров на сайтах объявлений;
- Ссылки на страницы розыгрышей и конкурсов, где необходимо ввести личные данные участника;
- Звонки, сообщения или сайты для получения государственных выплат.
К 2022 году общение в онлайн-мессенджерах настолько вошло в привычку, что телефонным звонкам многие предпочитают текстовые сообщения. Поэтому случаи мошенничества участились и в приложениях для общения. По данным компании PurpleSec, с начала пандемии киберпреступность в США увеличилась на 600%. Например, в США и Европе злоумышленники выдают себя за представителей Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): они отправляют информационные письма с вложениями — файлами или ссылками — с зашифрованным вирусом. Также мошенники могут атаковать ваши социальные сети ссылками на фишинговые сайты, цель которых — получить персональные данные пользователя.
Как защитить персональные данные
Чтобы уберечь себя от мошенников, пользуйтесь проверенными мессенджерами и приложениями для общения. Например, вся личная переписка в Viber (вошел в топ-3 самых безопасных мессенджеров в 2021-м) по умолчанию защищена протоколом сквозного шифрования — а это значит, что третьи лица и сам мессенджер не могут получить доступ к вашей переписке, даже в зашифрованном виде. Приложение шифрует сообщения отправителя и расшифровывает у собеседника с помощью уникального электронного ключа. В Viber, например, он есть только у вас и получателя.
Проще говоря, на вашем чате стоит электронный «замок», сообщения внутри чата доступны только двоим. Их не может прочитать даже сотрудники мессенджера. Функция работает по умолчанию, так что вам не нужно искать ее в настройках.
Не сообщайте никому данные вашей карты
Если собеседник запрашивает ваши персональные данные (номер карты, срок действия, проверочный код на обратной стороне карты, СМС-коды для подтверждения операций) — скорее всего, вас пытаются ограбить. Откажитесь от предлагаемых услуг, даже если в профиле у него указана информация бренда, а на аватарке есть логотип. Очень часто мошенники создают аккаунты, максимально похожие на официальные аккаунты организаций, и заподозрить «фейк» не всегда бывает просто. Чтобы пресечь действия мошенников, сразу позвоните в компанию по номеру, указанному на официальном сайте и детально расскажите про все подозрительные активности. Позаботьтесь о себе сами: чаще всего банки не возвращают украденные средства.
Используйте режим исчезающих сообщений
Если передать друзьям или близким — людям, которых вы точно знаете — данные карты или другую конфиденциальную информацию все-таки необходимо, воспользуйтесь дополнительными функциями мессенджеров для безопасного общения.
Например, в личных и групповых чатах Viber доступны «Исчезающие сообщения»: благодаря им можно установить таймер от десяти секунд до одного дня и, как только время истечет, сообщение уничтожится. Если ваш собеседник сделает снимок экрана с вашими данными, то вам придет уведомление об этом. Если ваш чат групповой, то скриншоты и пересылка исчезающих сообщений запрещены по умолчанию.
Жалуйтесь на мошенников
Если вы заподозрили в собеседнике мошенника, заканчивайте переписку и просто заблокируйте его. В профиле пользователя нажмите на кнопку «Заблокировать» или «Это спам» — так поддержка мессенджера увидит ваше обращение и проверит аккаунт. Вы не только поможете себе, но и оградите других от подобных инцидентов.
Как Viber защищает пользователей?
Как еще мессенджеры защищают пользователя и его персональные данные от мошенников? Как обеспечивают безопасность? Для этого во многих приложениях для общения предусмотрены функции, о которых пользователи могут не догадываться. Например, в Viber доступно множество функций для дополнительной защиты, среди них:
- Скрытые чаты — они находятся в папке, защищенной паролем. Функция пригодится, если кто-то еще из вашего окружения имеет доступ к вашему гаджету. В любой момент чат можно перенести в список основных и убрать пароль.
- Запросы на переписку обеспечивают защиту от нежелательных контактов. Они хранятся в отдельной папке и не засоряют ваш список чатов. Вы можете просмотреть запрос от незнакомого пользователя и не принять его — в этом случае у отправителя не отобразится, что вы ознакомились с предложением вступить в диалог. Если вы примете запрос, то он будет перенесен в основную папку чатов.
- Пароль для web-версии необходим тем, чьим компьютером потенциально могут воспользоваться другие люди — например, другие члены семьи. Если вы забудете выйти из мессенджера на ПК, то в следующий раз он предложит ввести пароль.
- Ограничение для группы позволяет создателю решить, кто из участников может добавлять новых пользователей. Так менее вероятно, что кто-то из ваших коллег или знакомых добавит в чат злоумышленника.
- Управляя статусом «Просмотрено», вы можете скрыть от собеседника, прочли вы его сообщение или нет. Это полезно в случаях, когда злоумышленник осаждает вас требованиями прислать данные карты или документов.
- Верификация аккаунтов брендов в мессенджере помогает пользователю понять, общается он с официальным представителем компании или лицом, которое выдает себя за сотрудника. Верифицированные бренды в Viber помечены голубой «галочкой» в профиле — так вы можете отличить официальный аккаунт компании от мошенников.