Лукизм, сексизм и абьюз: Этика в советских фильмах

, 6:18 Ольга Петровиченко

Фото: Кадр из фильма «Любовь и голуби», реж. Владимир Меньшов, 1984 год. Фото: «Кинопоиск»

В чем ошибаются герои «Служебного романа»? Кто настоящий абьюзер в ленте «Любовь и голуби»?

Советский кинематограф подарил зрителю массу шедевров. Но время идет и некоторые фильмы той поры сегодня вызывают у современных киноманов недоумение. Оказывается, в советских лентах не обошлось без сексизма и лукизма. 5-tv.ru посмотрел на кинопром СССР с точки зрения этики XXI века.

«Королева бензоколонки» — лукизм

Кадр из фильма «Королева бензоколонки», реж. Алексей Мишурин, Николай Литус, 1962 год. Фото: Youtube / Rvision: советские фильмы

Главная героиня фильма, Людмила, хочет стать экскурсоводом. По пути на собеседование ее в лицо жалят пчелы, но сама Людмила этого не замечает. На собеседовании она появляется с отекшим лицом. Толпа молодых людей насмехается над Людмилой в грубой форме. Ей в лицо говорят «Эта работа не для вас».

Сегодня подобное поведение называется лукизмом, то есть дискриминацией по внешности. С развитием интернета мы успели осознать, что мир не ограничивается одним нашим окружением. На планете живут разные люди, часто они не похожи на наших знакомых или нас самих. Кто-то имеет необычный цвет глаз, другой — пигментированную кожу или нестандартное строение тела. Высмеивать такие вещи сегодня считается неприличным и странным. Во-первых, отличаться от окружающих — это естественно, а, во-вторых, человека определяет не внешность, а поступки.

«Служебный роман» — сексизм

Кадр из фильма «Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов, 1977 год. Фото: «Кинопоиск»

Главная героиня, Людмила Прокофьевна, замужем за работой. Она — карьеристка и не намерена делать поблажек сотрудникам. Ее за это очень не любят подчиненные. Она не красится и не следит за модой, чего решительно не могут понять другие женщины. По их мнению, Людмила Прокофьевна успешна в карьере лишь от того, что у нее совсем нет личной жизни.

Сегодня мало кто удивляется тому, что женщина занимает высокий пост на работе. Несмотря на существующее отличие в оплате труда у женщин и мужчин, первые управляют каждой пятой компанией в России. А в Эстонии пост президента и премьер-министра занимают женщины. В СССР царствовали консервативные взгляды. Многим казалось, что женщина создана для готовки и рождения детей. Если она добивалась профессиональных высот, люди начинали ее подозревать в каком-то отклонении от нормы. Мол, характер у нее трудный, вот и нет никого.

Сегодня считается, что, если у девушки при этом нет семьи, это вовсе не значит, что она несчастна или неинтересна противоположному полу. В XXI веке мало кого удивишь тем, что мечты девушки не ограничиваются свадьбой и детьми. Ей вполне может хотеться занять руководящую должность и хорошо зарабатывать. А предрассудки, будто место женщины на кухне, считаются проявлением сексизма.

«Девчата» — нездоровые отношения

Кадр из фильма «Девчата», реж. Юрий Чулюкин, 1962 год. Фото: «Кинопоиск»

Сюжет фильма «Девчата» строится вокруг непростых отношений Ильи и Тоси. Илья привык к восхищенным взглядам женщин, которых он меняет как перчатки. Тося оказывается первой, кто не подпадает под его обаяние. Девушка при всех отказывает Илье в танце, после чего он спорит с друзьями, что завоюет расположение Тоси. Для этого Илья всячески пренебрегает ею и открыто критикует ее поступки. Но девушка оказывается не из робкого десятка. Тогда молодой человек решает завоевать Тосю лестью.

В XXI веке Илью посчитали бы эмоционально незрелым человеком. Ему необходимо манипулировать партнером, чтобы стать счастливым. В противном случае Илья ощущает себя уязвимым. Сегодня такое поведение можно простить молодым людям в период их первой романтической увлеченности, но никак не взрослому мужчине. Не лучшего мнения современный зритель и о Тосе. Вместо того чтобы оставить без внимания нападки Ильи, она поддается на его колкости и только мотивирует агрессора на дальнейшие действия.

«Любовь и голуби» — абьюз

Кадр из фильма «Любовь и голуби», реж. Владимир Меньшов, 1984 год. Фото: «Кинопоиск»

Надежда Кузякина, главная героиня фильма «Любовь и голуби», — простая деревенская женщина. У нее нет ни хорошего образования, ни изысканных манер. У нее тяжелый характер, из-за которого муж и дети лишний раз голос не подают. В какой-то момент супруг Надежды, Василий, получает путевку на курорт, где знакомится с женщиной, с которой изменяет жене.

В советское время зрители сочувствовали Надежде Кузякиной. Женщины видели в ней обманутую жену. Однако сегодня эту героиню часто обвиняют в абьюзивном поведении. Надежда все решает за членов своей семьи, отчего у тех пропадет желание что-то говорить или делать. Даже муж не решается ей перечить и скрывается в домике, где разводит голубей. Пытаясь контролировать семью, она приносит ей больше вреда, чем пользы. Современная аудитория видит в поведении Надежды все признаки абьюзера, то есть человека, который применяет если не физическое, то психологическое насилие к близким.

«Афоня» — созависимость

Кадр из фильма «Афоня», реж. Георгий Данелия, 1975 год. Фото: «Кинопоиск»

Слесарь-сантехник Афанасий живет одним днем. Работает понемногу и много отдыхает. В этом ему помогает выпивка. На него совсем нельзя положиться, но медсестра Катя считает иначе. Девушка без ума от Афанасия, а тот пользуется ее чувствами, а затем исчезает. Но Катя все равно надеется на взаимные чувства, поэтому оказывается рядом с Афанасием, когда ему плохо.

Если советские зрители могли увидеть в истории Кати и Афони любовь, то современная аудитория увидит в ней созависимых партнеров. Катя ищет внимания алкоголика-Афони, мечтая быть нужной кому-то. Сам он не в состоянии жить без выпивки, избавиться от этого пристрастия он может разве что под надзором Кати. Такие партнеры зависимы друг от друга, они не в силах нести ответственность за собственные поступки, что в будущем приведет к печальным последствиям.

Читайте нас в Дзен