От пионеров до блогеров: Как менялся образ школьника в кино

, 15:41 Ольга Петровиченко

Фото: Кадр из сериала «Сплетница», реж. Карина Эванс, Дженнифер Линч, Памела Романовски, 2021 год. Фото IMDb.com

О чем мечтали старшеклассники в советском кинематографе? Чем новая «Сплетница» отличается от оригинала?

В современных фильмах подростки ссорятся с родителями из-за цвета волос. А когда-то персонажи лент про школу отстаивали политические интересы и боролись с системой. 5-tv.ru вспомнил, как менялся образ школьника в кино разной эпохи.

1930-е

Развитие советского кинематографа происходило иначе, чем это в Европе или США. Поведение школьников советского кинематографа 30-х отражали дух времени и линию партии. Они не играли в игры и не мечтали о героических подвигах. Все их поступки и мотивации диктовались повесткой.

В коротком метре «Поезд идет на Москву» главные герои помогают обезвредить шпиона. В ленте «Два друга» персонажи делают все для благополучия колхоза. В киноповести «Дочь партизана» дети принимают живое участие в борьбе против «кулаков».

Кадр из фильма «Дочь партизана», реж. Алексей Маслюков, 1935 год. Фото: «Кино-театр.ру»

В европейском кинематографе школьники, если боролись с чем-то, то это не было связано с политикой. Во французском фильме «Ноль за поведение» школа становится местом поединка между учениками и преподавателями. Первые восстают против самого института школы, обвиняя учителей в ханжестве. Пока советские дети включены в политическую борьбу, французские шалят и пакостят взрослым.

Кадр из фильма «Ноль за поведение», реж. Жан Виго, 1933 год. Фото: «Кинопоиск»

1940-е

Великая Отечественная война разделила жизнь людей на до и после. С ее приходом изменился и кинематограф. В этот период огромное значение придавали сплоченности населения в борьбе против врагов. После окончания Великой Отечественной тема внешнего врага не уходит, но к ней прибавляется лейтмотив внутренней угрозы.

В фильме «Красный галстук» по сценарию Сергея Михалкова впервые возникает мысль о «белой вороне» в коллективе, которую необходимо изменить. То есть переделать человека до такой степени, чтобы он стал похож на всех остальных, потому что «белая ворона» в реалиях того времени — отрицательный персонаж. Главный герой ставит собственные интересы выше общественных, за что у него забирают пионерский галстук. В другой советской ленте о школьниках «Первоклассница» сюжет крутится вокруг первоклашки Маруси. Она очень капризна и самонадеянна, считая, что ей учиться не надо, ведь она и так все знает.

Кадр из фильма «Первоклассница», реж. Илья Фрэз, 1948 год. Фото: «Кинопоиск»

В американском кинематографе тем временем тоже не обходится без общественной повестки. В картине «Кукуруза зелена» рассказывается о приехавшей в шахтерский городок учительнице. Местные юноши не имеют полного среднего образования, потому что с 12 лет идут работать в шахты наравне с отцами. Женщина создает школу, что очень не нравится владельцам шахт — ведь теперь их доход упадет в разы.

Кадр из фильма «Кукуруза зелена», реж. Ирвинг Раппер, 1945 год. Фото: IMDb.com

Школьники американских и советских картин 40-х жили совсем не детскими жизнями, но с определенной спецификой, присущей их стране. В советской ленте на первом плане стояла одна из главных концепций коммунистического режима — главенство общего над частным. В американской картине ее место занимает проблема детского труда и охота капиталистов до заработка. Тем не менее в обоих случаях дети лицом к лицу встречаются с придуманной взрослыми системой. Школьники в кино 40-х — это участники общественной жизни взрослых. Ни о какой первой влюбленности или слез из-за плохих оценок тут речи не идет.

1950-е

В 1950-е мировая экономика постепенно восстанавливалась, а люди хотели сполна насладиться жизнью после ужасов Второй мировой войны. В моде появляются новые направления, а в гардеробе женщин, желающих забыть о лишениях, все больше теплых оттенков и интересных фасонов. В кино про школу превалирует тема любви.

В США в 1953-м выходит картина «Сердечные дела Доби Гиллиса» о разлученных влюбленных-подростках. Советские кинематографисты снимут похожую историю в 1980-м, ею станет лента Ильи Фрэза «Вам и не снилось…». А пока советские зрители смотрят картину «Аттестат зрелости» с Василием Лановым в главной роли. В этой ленте центральной темой остается политическая повестка.

Кадр из фильма «Аттестат зрелости», реж. Татьяна Лукашевич, 1954 год. Фото: «Кино-театр.ру».

Герой Ланового Валентин поначалу ставит свои интересы выше общественных. Затем его «исправляют», чтобы он стал таким, как все: юноша с головой погружается в комсомольскую жизнь.

Во Франции тем временем выходит лента «Спальня старшеклассниц» с молодым Луи де Фюнесом. Фильм начинается с убийства одной из учениц престижной школы. Девушка умерла прямо в спальне, которую героиня делила с одноклассницами. Следователь понимает, что убийцей может оказаться любая из них. Школьницы в этой картине показаны подозрительными личностями, способными даже на убийство.

Кадр из фильма «Спальня старшеклассниц», реж. Анриь Декуэн, 1953 год. Фото: IMDb.com

1960-е

В середине 60-х в СССР закончилась эпоха «оттепели». Характер того времени хорошо заметен по картине «Звонят, откройте дверь». Ее сюжет продиктован политическими реалиями эпохи, но теперь в нем остается место и для романтической линии.

Главная героиня «Звонят, откройте дверь» в исполнении совсем юной Елены Прокловой получает задание найти первых пионеров. Не будучи в восторге от своей обязанности, девочка начинает поиски и в итоге влюбляется. Но молодой человек ее не замечает. Предмет ее мечтаний искренне пытается делать все, что от него потребует комсомол. Он измотан и устал, а тут еще какая-то девчонка со своими мечтами.

Кадр из фильма «Звонят, откройте дверь», реж. Александра Митта, 1965 год. Фото: «Кино-театр.ру»

На современный взгляд, это сюжет очередной школьной драмы, пусть и в советских реалиях. Подростки в этой картине отличаются от того, как их показывали в кино СССР ранее. На первом плане вовсе не идеологическая составляющая с ее представлением о психологии подростков, но житейские портреты молодежи. Главная героиня принимает задание найти первых пионеров без восторга, настоящий интерес она испытывает к разворачивающейся в ее личной жизни драме.

В американском кино подростки тоже становятся сложнее. В 1967-м вышли сразу две картины о трудных подростках — «Вверх по лестнице, ведущей вниз» и «Учителю, с любовью». Главными героями картин учителя, которым достались самые сложные классы. Жизнь этих подростков — не сахар. Многие происходят из бедных семей, где они сталкиваются с насилием. Через эти ленты авторы показали подростков с новой стороны — не как героев романтических комедий или мюзиклов, а как сложных персонажей.

Кадр из фильма «Учителю, с любовью», реж. Джеймс Клавелл, 1967 год. Фото: «Кинопоиск»

В Великобритании в 1969-м вышла лента «Расцвет мисс Джин Броди» с Мэгги Смит в главной роли. Здесь ученицы частной школы для девочек через концерты и разговоры с учительницей открывают для себя мир. В то время такая откровенность девушкам не дозволялась. Представительницы прекрасного пола должны были получить хорошее образование, выйти замуж и засесть дома с ребенком. Такие вещи как профессиональные успехи или хотя бы наличие собственного мнения в тот период для девушек не считалось чем-то полезным.

1970-е

Советское и американское кино о школьниках в 70-х имело много отличий, но между ними было кое-что общее. В этот период учащиеся становились героями разных драматических сюжетов. Теперь подростки в кино действовали не только в рамках политической повестки, они были сложными персонажами. В советском кинематографе одноклассников показывали с разными, иногда противоположными характерами.

В советской картине «Ключ без права передачи» представлены школьники с ярко выраженной индивидуальностью. Кто-то из них вдохновлен, другой — бунтарь, третий рассуждает не как подросток, а как взрослый.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи», реж. Динара Асанова, 1976 год. Фото: «Кинопоиск».

В том же году вышла картина «Розыгрыш». Главного героя в нем сыграл юный Дмитрий Харатьян. Его персонаж — тонко чувствующий молодой человек. В советском кинематографе 50-х он обязательно был бы отрицательным персонажем. Но в 70-х — это положительный герой. Его несогласие со взрослыми и правилами — теперь не повод для изгнания, а норма поведения для молодого поколения.

В США в 1977-м проходит премьера экранизации романа Стивена Кинга «Керри» о старшекласснице со сверхъестественными способностями. В Италии через год увидела свет лента «Суспирия», где ученицы балетной школы раскрывают мрачную тайну учебного заведения.

Кадр из фильма «Керри», реж. Брайан де Пальма, 1976 год, Фото: «Кинопоиск».

Зарубежные авторы, в отличие от советских, не стеснены в тематике сюжетов. Их юные герои не обязаны иметь гражданскую позицию, поэтому авторы фильмов помещают своих персонажей в фантастические обстоятельства. В советском кинематографе фантастика с участием подростков выходила, но тенденция на такие картины возникла значительно позже.

1980-е

Школьники из американских фильмов 80-х во многом похожи на современных. Молодые люди и девушки входят во взрослую жизнь, а самые глубокие переживания у них возникают на тему личной жизни. В советском юношеском кино тема романтики поднималась, но нарочито неловко. Во главе стола стояли фантастические обстоятельства, в которые стали помещать героев-подростков, мечтающих о покорении космоса.

В 80-е в СССР вышли «Гостья из будущего», «Большое космическое путешествие», «Отроки во Вселенной» и многие другие картины. В конце 70-х свет увидели «Приключения Электроника». Герои-подростки из советского кино той эпохи вели себя очень сознательно, ими двигали мечты о покорении космоса: романтическая линия оставалась для непоседливых персонажей, либо шла фоном.

В какой-то степени на место комсомольцев и трудяг в советском кино 80-х пришли романтически настроенные исследователи космических просторов.

Кадр из фильма «Гостья из будущего», реж. Павел Арсенов, 1984 год. Фото: «Кинопоиск».

Американский кинематограф 80-х подарил зрителям картину «Шестнадцать свечей». Главная героиня фильма переживает этап взросления с присущими этому ему неуверенности в себе и эмоциональным всплескам. Первая влюбленность, первые заботы о внешности… Проблемы главной героини «Шестнадцати свечей» настолько универсальны, что картина по сей день любима американскими телезрителями.

Кадр из фильма «Шестнадцать свечей», реж. Джон Хьюз, 1984 год. Фото: «Кинопоиск».

1990-е

Школьники из американского и советского (а следом и российского) кинематографа 90-х имеют общую черту. Они далеки от политики или социальных проблем. Это поколение живет в совершенно новых реалиях. В США в этот период вышли драма «Жестокие игры» и сериал «Беверли-Хиллз». Обе ленты показывают подростковую жизни во всей ее палитре.

В «Жестоких играх» популярные в школе девочки оказываются совсем не положительными героинями. А в «Беверли-Хиллз» авторы рассказали, с какими на самом деле проблемами сталкивается подросток в период взросления. Некоторые моменты из сериала задали тон подростковому кино. Одна из героинь подозревает у себя злокачественную опухоль. Этим эпизодом авторы сериала расширили представление о жизни и проблемах подростков, которую ранее показывали в кино как пору невинности и полнейшей беззаботности.

Кадр из сериала «Беверли-Хиллз 9020010», реж. Дэниэл Эттиэс, Чип Чалмерс, Джейсон Пристли, 1990 год. Фото: «Кинопоиск».

Из-за последующего финансового кризиса в период перестройки кинематограф переживала тяжелое время. Фильмы не снимали, актеры и режиссеры остались без работы и ушли трудиться кто в торговлю, кто на стройку. В то же время у киноделов появилась невиданная до этого свобода в выборе сюжета.

В 1992-м на телевидении вышел сериал «АБВГД Ltd» о подростках в новых реалиях. Герои проекта показывали что делать, чтобы стать успешным предпринимателем. Из этого сериала многие зрители впервые узнали о принтере, сканере и компьютере. Среди актеров в главных ролях — Гоша Куценко и Мария Порошина.

Кадр сериала «АБВГД Ltd», реж. Юрий Беленикий, Ольга Вихоркова, 1992 год. Фото: «Кино-театр.ру».

2000-е

В нулевых российские школьные драмы были максимально близки к запросам юной аудитории. Осенью 1999-го вышел сериал «Простые истины» про старшеклассников обычной московской школы. Эти персонажи жили не политикой или мечтами о великих свершениях, но мыслями о поступлении в вуз и первой любовью. Тем не менее современным подросткам эти юноши и девушки могут показаться слишком простыми, даже наивными. В эпоху без интернета подростки имели куда более скудный арсенал для самовыражения. В числе поводов для гордости были высокие оценки, новая прическа или импортная одежда.

Кадр из сериала «Простые истины», реж. Юрий Беленький, Вадим Шмелев, 1999 год. Фото: «Кинопоиск».

Однако самым громким телесобытием той поры принято считать сериал «Ранетки». Авторы попытались показать школу как место, где под одной крышей собираются очень разные подростки. Но важнее всего оказалось то, как создатели проекта без прикрас и цензуры показали сюжеты из жизни подростков.

Одна из героинь переживает первую влюбленность не в сверстника, а во взрослого мужчину. Другая попадает в секту, а затем ее здоровье подрывают таблетки для похудения. Взрослому зрителю подобные сюжеты могли не откликнуться, но подростки узнавали в поступках героинь и их проблемах — собственные.

Кадр из сериала «Ранетки», реж. Сергей Арланов, Карен Захаров, Олег Смольников, 2008 год. Фото: «Кинопоиск»

Еще одним культовым сериалом на российском телевидении начала нулевых стало «Кадетство». Он рассказывал об учебных буднях курсантов Суворовского училища. Авторы «Кадетства» показали, что даже самый суровый военный не прочь пошутить и посмеяться. «Кадетство» стало вехой в развитии отечественного кинематографа. Проект открыл для зрителей Аристарха Венеса, Александра Головина и Бориса Корчевникова.

Кадр из сериала «Кадетство», реж. Сергей Арланов, Дмитрий Дакович, Валентин Козловский, 2006 год. Фото: «Кинопоиск»

В США тем временем вышли картины «Дрянные девчонки» и сериал «Сплетница». Первый рассказывал о жизни в обычной американской школе, где старшеклассники делился на аутсайдеров и лидеров. Последними традиционно оказывались белые девушки из состоятельных семей. В «Сплетнице» речь шла о детях очень богатых родителей, герои носили одежду от люксовых брендов. По этой причине зрителям было интересно следить не только за перипетиями сюжета, но и за гардеробом главных героинь. Образы актрис активно обсуждали в СМИ, привлекая к просмотру сериала взрослую аудиторию. Учитывая мастерство костюмеров и доступные им вещи, каждый новый лук героинь проекта становился целым событием для модниц. Тем не менее во главе стола, как это присуще подростковым сериалам, стояли взаимоотношения юношей и девушек, о которых то и дело писал в сети таинственный пользователь под ником Сплетница.

Кадр из сериала «Сплетница», реж. Марк Пизнарский, Норман Бакли, Патрик Р. Норрис, 2007 год. Фото: «Кинопоиск».

2010-е

В новом десятилетии XXI века тема школы переросла проблему первой любви или переживаний о плохих оценках. В 2010-м на российском телевидении вышел сериал «Школа». Он отражал эпоху, столь не похожую на предыдущие.

Среди персонажей «Школы» была представительница популярной в той время субкультуры эмо. Девушка носила пышную прическу и одежду в черно-розовой гамме. Ее одноклассники имели вредные привычки и часто хамили учителям. Они жили настоящим, которое не всегда было так невинно, как рисовалось в подростковом кино начала нулевых. Кого-то из них тяготили проблемы дома, кого-то — этап взросления.

Кадр из сериала «Школа», реж. Валерия Гай Германика, Руслан Маликов, Наталия Мещанинова, 2010 год. Фото: «Кинопоиск»

Вторым по значимости на российском телевидении проектом стала «Барвиха». Его главные герои — подростки из обеспеченных семей. У этих юношей и девушек, кажется, есть все. Но деньги их счастливыми не делают. В жизни подростков, несмотря на финансовое благополучие, есть место для слез. «Барвиха» по своей драматургии уступает «Школе» Валерии Гай Германики, но так же, как и проект про обычных подростков, показывает истинную жизнь подрастающего поколения, пусть и из богатых семей.

Кадр из сериала «13 причин почему», реж. Джессика Ю, Кайл Патрик Альварез, Грегг Араки, 2017 год. Фото: «Кинопоиск».

В США тем временем свет увидела экранизация романа Джея Эшера «13 причин почему». Главная героиня одноименного сериала оканчивает жизнь самоубийством, оставляя аудиокассеты, на которых девушка объясняет, почему она решила свести счеты с жизнью. Сериал акцентировал внимание на проблеме самоубийств среди подростков, сделав проект в разы серьезнее и мрачнее многих подростковых сериалов.

В 2019-м свет увидел сериал «Половое воспитание». Главный герой живет в маленьком городке, где все знают его мать-сексолога как хорошего специалиста. В какой-то момент юноша вызывается помогать одноклассникам для решения проблем в их сексуальной жизни.

Кадр из сериала «Половое воспитание», реж. Бен Тэйлор, Кейт Херрон, Софи Гудхарт, 2019 год. Фото: «Кинопоиск»

Создатели «Полового воспитания» предложили иначе взглянуть на присутствие интимных отношений в жизни девушек и юношей. В череде сюжетных перипетий и переживаний за главных героев скрыты важные для молодых зрителей посылы.

2020-е

В 2020-м запретных тем в подростковых сериалах будто вовсе не осталось. Однако киноделам удалось создать уникальные проекты, которые так или иначе привлекают массу юных зрителей.

В 2021-м на экраны вышла новая «Сплетница». Эта версия проекта отвечает существующим сегодня в западном обществе трендам. Не все героини одеваются в женственные наряды, считая, что их гендер не зависит от одежды. 

Кадр из сериала «Сплетница», реж. Карина Эванс, Дженнифер Линч, Памела Романовски, 2021 год. Фото: IMDb.com

Персонажи ремейка осознают, как им повезло родиться у состоятельных родителей. Герои пытаются поступать правильно по отношению к имеющимся у них вещам и привилегиям, а также окружающим людям. Девушки уже не гонятся за вещами люксового бренда, понимая, что не в лейбле счастье.

Читайте нас в Дзен