Алену Делону — 85: Пять главных ролей великого актера
08.11.2020, 7:15 Руслан Ахметов
Фото: Global Look Press
Любимец советских женщин встречает свой юбилей. В честь этого события мы вспомнили, в каких ролях Ален Делон блистал особенно ярко.
8 ноября 1935 года родилась легенда французского кинематографа Ален Делон. Его имя стало поистине нарицательным в массовом сознании советского и российского зрителя. 5-tv.ru вспоминает самые яркие работы Делона.
«Самурай» (1967)
Есть история, как Делон согласился сыграть роль в этом фильме. Режиссер Жан-Пьер Мельвиль пришел в гости к актеру с копией сценария «Самурая» и начал читать его вслух. Делон молча слушал описание стен комнаты, в которой живет его герой, закрыв лицо руками. Спустя некоторое время он прервал Мельвиля. «Прошло уже семь с половиной минут с тех пор, как вы начали читать сценарий, и пока нет даже намека на диалог. Я готов сниматься», — молвил Делон, поинтересовавшись, как называется фильм. Услышав ответ, он поманил режиссера за собой. Глазам Мельвиля открылась комната, в которой не было ничего, кроме дивана и самурайского оружия на стене.
Ален Делон в фильме «Самурай». Фото: Global Look Press
В фильме Делон играет убийцу, каких до этого не видел экран. Его герой не движим жаждой отмщения, страстью к наживе или жестокостью садиста. Скупой на слова киллер экстра-класса живет в спартанских условиях, он холоден и асоциален по своей сути, как и положено психопату; единственное близкое ему существо — запертая в клетке птица. Действия наемного убийцы отточены до совершенства, которое придает им оттенок ритуальности. Его участь предопределена, но навстречу собственному поражению и гибели он движется с той же невозмутимостью самурая — и даже режиссирует собственную смерть.
Для жанра криминальной драмы фильм Мельвиля и Делона стал стилеобразующим. Темнокожий киллер, который живет на крыше в фильме Джима Джармуша «Пес-призрак: Путь самурая» — прямой духовный наследник делоновского персонажа. Ушлые американские прокатчики, презрев экзистенциальный смысл, который несло в себе оригинальное название, переименовали картину в «Крестного сына», попытавшись воспользоваться успехом «Крестного отца».
«Три шага в бреду» (1968), новелла «Уильям Уилсон»
Попытка покорить Голливуд, принятая Делоном в середине 60-х годов, провалилась. Картины с его участием не пользовались успехом у американского зрителя, актер благоразумно решил вернуться в родные европейские пенаты, где принял участие в нескольких заметных проектах. Одним из них стал амбициозный киноальманах «Три шага в бреду», экранизация трех рассказов Эдгара Аллана По. Вторую по счету новеллу без особой охоты снял режиссер Луи Маль, воплотивший на экране историю человека, преследуемого своим роковым двойником.
С ранних лет Уильям Уилсон отличался склонностью к садизму. С годами его злодеяния становились лишь масштабнее и изощреннее. Но всякий раз, когда Уильям заходил слишком далеко, рядом оказывался его двойник, который пресекал бесчинства. Эдгар Аллан По, автор оригинального рассказа, новаторски подошел к образу двойника в литературе. Доппельгангер в «Уильяме Уилсоне» является символом не «темной» стороны его личности, а «светлой», мешающей герою творить зло. Кинокритик Сергей Кудрявцев подчеркивает снайперски точное попадание Делона в образ Уильяма Уилсона: «Маль словно почувствовал внутреннюю амбивалентность облика и характера самого актера, который вынужден играть в жизни и искусстве красивого, преуспевающего „баловня судьбы“, но скрывающего в себе мятущуюся душу».
«Рокко и его братья» (1960)
Когда были подведены итоги XXI Венецианского кинофестиваля, возмущению члена жюри Сергея Бондарчука не было предела. В знак протеста советская делегация покинула торжественное мероприятие. Причиной этого демарша стало вручение французской военной драме «Переход через Рейн» главной награды кинофестиваля. Утешительный приз достался фильму «Рокко и его братья», который был главным событием киносмотра. Режиссер Лукино Висконти огорчился не меньше Бондарчука и даже отказался принимать награду. А между тем его шедевру была уготована народная любовь: в Италии «Рокко и его братьев» посмотрели больше десяти миллионов человек.
Ален Делон в фильме «Рокко и его братья». Фото: Global Look Press
Ален Делон, до этого снявшийся в успешном фильме «На ярком солнце», подтвердил свой статус новой европейской кинозвезды. У Висконти актер играет выходца из крестьянской семьи, переехавшей в город в поисках лучшей доли. Рассказывая Делону о его герое Рокко, режиссер, в частности, приводил в качестве примера образ князя Мышкина из «Идиота» Достоевского. Делону пришлось постичь не только психологическую глубину своего персонажа, но и тонкости ведения боксерского поединка, тренируясь под руководством профессионала. Сцена боя со шведским боксером стала для актера испытанием. Для реализма Висконти предлагает снять несколько дублей с разных точек — Делону пришлось провести целый поединок ради одной сцены.
«Сицилийский клан» (1969)
Делон никогда не чурался делить свое экранное время с конгениальными ему актерами, будь то Жан-Поль Бельмондо («Борсалино»), Чарльз Бронсон («Прощай, друг») или Джан-Мария Волонте с Ивом Монтаном и Бурвилем («Красный круг»). Особое место в списке таких картин занимает «Сицилийский клан» Анри Вернея (настоящее имя — Ашот Малакян). Режиссеру удалось впервые свести на экране сразу трех «священных монстров» французского кино: Алена Делона, Лино Вентуру и Жана Габена. Сегодняшнему юбиляру досталась роль налетчика Роже Сарте, который совершает головокружительный побег прямо из тюремного фургона.
Ален Делон в фильме «Сицилийский клан». Фото: Global Look Press
Свободой герой Делона обязан семье Маналезе, открывшей «филиал» сицилийской мафии на французской земле. Своим спасителям Роже предлагает ограбить выставку ювелирных драгоценностей. Все пройдет, как и задумано, но француз совершит роковую ошибку, переспав с женой сына Витторио, главы семьи Маналезе. Два полюса уголовной морали в этом фильме — у Габена и Делона соответственно. Первый символизирует патриархальные нравы и принципы, которыми второй пренебрегает и всячески бросает им вызов, совершая, в том числе, роковой для себя проступок.
Любопытно, что съемки фильма то и дело прерывались из-за внимания полиции к личности Делона. Причиной тому был найденный в окрестностях Парижа труп его телохранителя и дублера Стефана Марковича. На допросах актер провел не один час, а сам скандал нанес значительный ущерб репутации актера.
«Месье Кляйн» (1976)
Париж во время немецкой оккупации, 1942 год. Скупщик Робер Кляйн, пользуясь бедственным положением евреев, за бесценок приобретает у них произведения искусства. Его размеренная и спокойная жизнь рушится, когда он узнает, что есть еще один Робер Кляйн. Тезка главного героя — еврей, находящийся в розыске. Полиция начинает уделять пристальное внимание скупщику антиквариата…
Ален Делон в фильме «Месье Кляйн». Фото: Global Look Press
Этот фильм стал второй совместной работой Лоузи и Делона. В 1972 году на экраны мира вышла картина «Убийство Троцкого», в котором французский актер сыграл Рамона Меркадера, обрушившего ледоруб на голову опального политика. Поначалу Делон не хотел сниматься в «Месье Кляйне», согласившись стать продюсером фильма. Лоузи, в свою очередь поставил ему ультиматум: либо он играет главного героя, либо картина не будет снята. Тема преследования знакома режиссеру не понаслышке: бывший член Коммунистической партии США стал жертвой маккартизма, был обвинен в связях с «красными» и внесен в Черный список Голливуда. После этого Лоузи уехал в добровольное изгнание, выбрав своим новым домом Великобританию.
Кафкианский по духу фильм «Месье Кляйн» стал подлинным триумфом как для режиссера, так и для исполнителя главной роли. Зрители увидели Делона в незнакомом им ранее амплуа. Его герой окончательно меняется, потерпев поражение в попытке воспарить над схваткой, спрятавшись в своем уютном буржуазном мирке. Это фильм не о судьбе одного человека, а о коллективной драме французов еврейского происхождения в годы оккупации. «Забывая о том, что он Делон, Ален Делон создает близкий к совершенству человеческий характер», — писала об игре актера газета L'Aurure.