Оператор-постановщик фильма «Брат» — о Сергее Бодрове, съемках и 90-х
21.09.2020, 17:39 Ольга Петровиченко
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: РИА Новости / Дмитрий Зверев; 5-tv.ru
Сергей Астахов рассказал, как он «удержался» в 90-е и почему сейчас по тому времени ностальгируют.
Сергей Астахов — оператор-постановщик, в течение многих лет он работал со знаменитым режиссером Алексеем Балабановым. Вместе они сняли семь фильмов. Среди них — «Брат», «Война» и «Про уродов и людей». В 2019-м Астахов работал над экранизацией романа Алексея Иванова «Сердце пармы». Сейчас оператор-постановщик занят на съемках фильма «Маруся Фореvа». Эксклюзивно для 5-tv.ru Сергей Астахов рассказал о своей работе.
О том, как выбирает сценарии для работы
Я внимательно изучаю сценарий не для того, чтобы меня что-то «зацепило», на мне лежит ответственность. Я один из главных людей, которые переводят язык литературный в язык экранный, то есть кинематографический. Я выискиваю те необходимые способы, чтобы «переплавить» литературу в изображение. Нельзя прозевать какие-то ремарки «вечерело», «смеркалось». «Подул ветер» — значит, нужен ветродуй, условно говоря.
У меня задача — найти в сценарии кроме эмоциональных сюжетных вещей, которые тоже, конечно, меня интересуют, но, с точки зрения профессии, меня интересует именно визуализация. И когда нет ничего, ничего не написано, я режиссера допытываю, в какое состояние он бы хотел погрузить этот эпизод, если этого не написано в ремарках.
О жертвовании сюжетом ради картинки
Для зрителя главное — сюжет и актер, если уж жертвовать, то изображением. Такое бывало часто и, к сожалению, в современном кино мы заложники, мы вынуждены жертвовать качеством изображения ради того, чтобы это в принципе было. Даже норма выработки, которая сейчас существует, она уже на той грани добра и зла, где уже должно быть стыдно или не стыдно за изображение. Естественно, проекты есть, которые без изображения не бывают качественными. То есть это проекты исторические — там очень много сил направлено на визуализацию.
О знакомстве с Алексеем Балабановым
Познакомились мы просто. Сельянов позвал на просмотр фильма, который снимали в Свердловске. Говорит, есть такой парень, пойдем посмотрим. Поскольку мы с Сельяновым друзья давние, он прислушивался к моему мнению. Он просто позвал и мы приехали. Оказалось, что он будет снимать «Германа». Он мне сразу же предложил что-то снимать, но я не мог. Я уже снимал с Любой Бобровой в этом же объединении. И потом, когда я закончил, получилось так, что они разошлись с оператором, и я закончил картину, переснял «Счастливые дни». И с тех пор мы долгое время и до самой смерти дружили. И много картин я снял ему. Семь законченных, две незаконченных.
О том, каким режиссером был Алексей Балабанов
Прежде всего, очень точный. Знал, что хотел. Он был очень конкретен. Он добивался того, что придумал. Он шел очень целенаправленно к своей цели. Очень был настойчивый в достижении своей цели. И еще у него особенность была, которой я не встретил ни в одном режиссере — он писал сценарий по выбранным местам. Натуру не приходилось выбирать, утверждать, но это очень хорошо. Естественно мы что-то перевыбирали, если это не ложилось на технологию съемки. Но его отличие было абсолютным от других режиссеров.
О Сергее Бодрове-младшем
Хорошим был парнем и очень прилежным. Он, по крайней мере, мне и Леше доверял безоговорочно, у нас было мало споров.
О себе в роли актера
Сергей Астахов снялся в эпизодической роли шофера в фильме «Брат».
В роли актера мне плохо. Балабанову была русская рожа нужна и они меня уговорили, потому что там актеры не могли водить фуру, каскадеры, которые водили, его не устраивали по игре. Поэтому он сказал: «Давай-ка ты сыграешь, а мы тебе спасибо скажем». Вот получилось так.
Сергей Астахов в к/ф «Брат», 1997 год. Фото: YouTube.com
О том, какими были 90-е
Знаете, это можно вспомнить анекдот про тельняшку, где слой неприятностей, слой удачи. Все, что прошло со временем считается таким интересным, а тем, чем ты сейчас живешь — неинтересным. Мне кажется, что мода на ретро и вообще на прошедшее время оно в человеке заложено. А 90-е, они, скорее всего, вообще-то, было интересные. [Было] жестко, но интересно.
Много людей не удержались, я про кинематографистов. Я удержался благодаря иностранцам, я стал снимать для BBC, для Discovery. И, в общем, я не потерял профессию.
Об ожиданиях от выхода нового фильма
Обычно ничего не ожидаешь. Ожидаешь, чтобы его посмотрело как можно больше людей. Это же совместный ребенок. Хотелось бы, чтобы он жил долго и счастливо. Ожидать можно чего угодно, но я этого не делаю. Кино такая штука, что очень хороший материал, а кино не получается. Или наоборот — материал серенький и как бы вроде бы невзрачный, а кино живет много-много десятков лет.
Как «Влюблен по собственному желанию» сам режиссер сказал: «Знаешь, Сережа, кино не получилось». И он оказался неправ. А если уж режиссер оказался неправ, то же ожидать от других? Поэтому я, честно говоря, не думаю, я пытаюсь сделать свою работу максимально хорошо. Это моя непосредственная обязанность и я это делаю однозначно, сколько хватает мне сил, условий, обстоятельств, я пытаюсь выгрести до самого дна.
О различиях между съемками сериала и фильма
Для меня нет различий. Я делаю все также старательно, просто выработка побольше и все. Язык кино, он одинаков и в сериале, и в кино. Просто иногда в сериале, поскольку он предназначен для телевизора, некие вопросы визуализации, они технически несколько иначе решаются, и все. С точки зрения прилежности и стремления к результату, у меня нет различий.
О причине успеха сериала «Граница: Таежный роман»
Хороший сериал. Он про чувства. А чувства всегда будут для людей интересны. Политика быстро устаревает, а вот это, оно всегда будет интересно.
О съемках космоса в фильме «Салют-7»
Я больше отвечал за визуализацию невесомости, поэтому мне был интересен этот проект. И своим сюжетом. Это фильм-катастрофа, основанный на реальных событиях. Это второй мой фильм-катастрофа. Был такой фильм у меня «Прорыв», который был сделан по сюжету жизненному — прорвало воду в строящемся метро в Ленинграде.
О том, какие фильмы снимать проще: исторические или про современность
[Исторические] фильмы не сложнее снимать, их дороже снимать. Слово «проще» здесь не подходит. Эти фильмы должны быть очень дорогими. Визуализировать историю, сделать машину времени, сложно. Там усилия гораздо больше на всех департаментах, на операторе больше тоже.
Об актере Александре Кузнецове
Он глубокий актер, он старается погрузиться в тему очень основательно. И это его отличает от многих, то если он уж занимается состоянием своего героя, то досконально влезает в состояние героя. Тот же Женя Миронов. Не просто изучил текст и сказал его. Важны обстоятельств вокруг, хочет знать героя в окружении и в социальной среде, глубоко копает вокруг. И эмоции у него действительно на предельной ноте. Это его отличает. Другой вопрос — он может перегореть, это да. Он может не выдержать, иногда его состояние.
Мы снимали его (Александра Кузнецова) представителем царя в Парме (Фильм «Сердце Пармы». — Прим. ред.) и его сердце билось так, что оно было слышно в микрофон, хотя он ничего не говорил. Он просто стоял. И эта накачка эмоциональная на пределе возможностей, с одной стороны, это хорошо, но это и опасно. Но это делает ему честь и его интересно снимать.