В кругосветку — на «копейке», в Антарктику — на «Ниве»
20.08.2020, 9:59 Елена Никитенко
Музей АвтоВАЗа в Тольятти — весьма увлекательное место. Здесь собраны предсерийные экземпляры советских автомобилей и техники нашего времени. Здесь скромно прячутся от людей шоукары и концепты (да-да, и такие у LADA были). И есть здесь видавшие виды автомобили, чьи истории достойны восхищения.
Полярная «Нива»
Этот ВАЗ-2121 — первый колесный транспорт, который 14 лет (с 1990 по 2004 годы) проработал в экстремальных условиях Антарктиды на Российской антарктической станции «Беллинсгаузен». Станция стоит на небольшом острове Кинг-Джордж, отделяющем пролив Дрейка от пролива Брандсфилд. Эта «Нива» работала, не покладая рук, — перевозила грузы, буксировала малые суда и обеспечивала связь станции с другими и с внешним миром.
Остров Кинг-Джорж — один из самых доступных мест Антарктиды, поэтому здесь сосредоточено девять постоянных и шесть сезонных станций и баз различных государств мира. Сюда прилетают не только ученые и полярники, но и туристы — оживленное по меркам Антарктиды местечко. Помимо «Нивы» там было полным-полно другого транспорта — «Тойоты», Jeep… Однако все они не выдерживали и пяти лет эксплуатации в столь суровых климатических условиях. Наша «Нива» выдержала 14 лет!
После возвращения на Большую землю автомобиль частично был отреставрирован. Перепады температур от +5 до -30, снег, мокрый снег, дождь, туман и почти 100% влажность воздуха стали сложным испытанием как для кузова, так и для подвески.
Морская вода приносит на остров тысячи тонн солей морского происхождения, провоцируя активнейшую коррозию металлов (0.6-0.8 мм в год). Да и дорог, как таковых, там никогда не существовало — лишь условные направления.
Однако «Нива» справилась, причем научный контингент станции настолько был впечатлен выносливостью внедорожника, что написал благодарственное письмо на АвтоВАЗ, оригинал которого теперь хранится в музее.
Гималайская «Нива»
Эта «Нива» забралась на другой край земли — Гималайские горы. 16 сентября 1999 года именно она доехала своим ходом до отметки 5726 м — фактического максимума для возможностей автомобилей. Это была гора южнее поселка Янгшипинг на Тибетском плато.
В группу автоальпинистов, решивших совершить столь смелое мероприятие, входили петербуржцы Александр Дубовиков, Георгий Котов, Сергей Тюльпанов, Виктор Плескачевский, Павел Недорезов и американцы Джефф Шеа и Ли Хинтон. Экспедиция ушла на Тибет на трех машинах — на двух «Нивах-2131» и минивене «ВАЗ-2120».
А подтолкнул их к этому рекорд 1997 года, установленный на Land Rover (5621 м). Но и это еще не все — Land Rover не въехал на эту высоту своим ходом, а был «лебедирован». «Нива» же добралась до высоты 5726 м своим ходом — от тросов и лебедок отказались еще на стадии подготовки.
Пресс-релиз, выпущенный по возвращении команды в Россию, говорит о том, что машина шла наверх своим ходом со скоростью 100 км/ч. И не дошла до самой вершины всего лишь 30 метров — альпинисты сознательно не пошли на риск, так как дорога резко сужалась, а «Нива» перестала в нее помещаться. К слову, вторая «Нива» и ВАЗ-2120 остались на высоте 5200 м, куда также забрались самостоятельно.
ВАЗ-2101, кругосветник
Этот «жигуленок» 1975 года выпуска всего лишь пару лет назад совершил уникальное для себя путешествие — чех Петр Явурек (собственник автомобиля) и его друг отправились на нем в кругосветку! В итоге «Копейка» намотала 48 500 км, преодолела 26 границ и побывала на 4 материках.
Что сподвигло ребят колесить по миру именно на этом автомобиле — загадка, но покупали ее специально под путешествие за 15 тысяч крон (около 600 евро).
Особой подготовкой машины никто не занимался — друзья просто сели на нее и поехали вперед, с готовностью ремонтировать, ночевать в палатках и получать массу адреналина и удивительных, сложно поддающихся описанию эмоций.
И уже по возвращении на родину, они настолько прониклись любовью к «копейке», что подарили свою гордость музею АвтоВАЗа, сохранив все, как было вовремя долгих километров по миру: наклейки, сувениры, личные вещи…
По словам смотрительницы музея, посетители-иностранцы проводят много времени возле этой «копейки»: ищут флаги своих стран, рассматривают маршрут и приходят в настоящее умиление о того, что этот небольшой раритетный автомобиль сумел проделать свое самое длинное путешествие в жизни и остаться «вживых».
А многие, изучив историю пробега, хотят его повторить — ведь таких эмоций, которые окружают вас в дороге, больше не сыскать нигде.