Первый полет Ка-52М: На что способен модернизированный «Аллигатор»?
19.08.2020, 8:11 Леонид Нерсисян
Что нужно знать об улучшенном вертолете: дальность ракет, приборное оборудование и его боевые возможности.
Первый полет прототипа ударного вертолета Ка-52М состоялся в Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, сообщил 10 августа официальный сайт Министерства промышленности и торговли. Вертолет является модернизированной версией Ка-52, который серийно выпускается с 2007 года.
Как следует из данных в открытых источниках, ключевыми аспектами модернизации является оснащение вертолета улучшенной оптико-электронной станцией, которая обеспечивает большую дальность обнаружения и распознавания целей, в том числе ночью и в условиях различных оптических помех, и новым бортовым радиолокационным комплексом с активной фазированной решеткой. Существенно повысит боевые возможности вертолета интеграция в состав комплекса вооружения перспективной управляемой ракеты большой дальности и новый цифровой привод наведения пушки, обеспечивающий более высокую точность стрельбы.
Помимо комплекса бортового радиоэлектронного оборудования и систем вооружения, модернизации подвергнутся и часть общевертолетных систем. Так, например, благодаря оснащению лопастей несущего винта нагревательным элементом большей мощности, обеспечена возможность эксплуатации Ка-52М даже в экстремальных климатических условиях, в частности, в Арктике. Вертолет получил новые, усиленные колеса шасси и более мощные светотехнические устройства на основе светодиодов. Кроме того, полностью обновлено приборное оборудование, отвечающее всем современным требованиям эргономики и позволяющего минимизировать нагрузку на летчиков при выполнении полета ночью и в предельно сложных метеоусловиях, а также пилотировать вертолет в очках ночного видения.
По словам генерального директора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, при создании модернизированного варианта Ка-52 в полной мере учтен опыт применения вертолетов в боевых действиях на территории Сирии. Ракетное вооружение, в частности, перспективная управляемая ракета, будет унифицирована с другим новейшим российским вертолетом — Ми-28НМ. Вероятно, в значительной степени будут и унифицированы комплексы бортового радиоэлектронного оборудования.
Предположительно, оба вертолета получат противотанковые ракеты (ПТУР) 9М123М Хризантема-ВМ, дальность пуска которых составляет десять километров (шесть-восемь километров для ПТУР «Атака-В/ВН», которые применяются на Ми-28Н). По сравнению с ПТУР «Атака», имеющими радиокомандную систему наведения, ракеты комплекса «Хризантема-ВМ» имеют комбинированную систему наведения — телеориентирования в лазерном луче и систему наведения по радиолучу, которая делает ракету практически невосприимчивой к различным средствам радио и оптико-электронного противодействия.
Кроме того, ранее были сообщения о том, что вертолеты могут получить противотанковый ракетный комплекс третьего поколения с ракетой, известной на данный момент под наименованием «Изделие 315». Предположительно, данная ракета должна иметь дальность полета в несколько десятков километров, и оснащена инерциальной системой наведения в сочетании с мультиспектральной оптико-электронной головкой самонаведения (ГСН), обеспечивающей реализацию принципа «выстрелил и забыл».
Также, по некоторым данным, ракета будет иметь двухстороннюю линию связи с вертолтом-носителем и передавать на его борт изображение головки самонаведения. В сочетании с оптико-электронной ГСН нового поколения это решение обеспечивает практически 100% защиты от различных помех. Кроме того, профиль полета ракеты обеспечивает атаку целей противника сверху, что позволяет поражать бронетехнику в наименее защищенные части. Оснащенные этой перспективной ракетой вертолеты получат возможность с высочайшей эффективностью поражать различные цели, оставаясь за пределами средств войсковой ПВО противника. Однако никаких данных о завершении затянувшейся разработки этого изделия нет. По озвученным ранее планам Минобороны, предполагается, что испытания перспективной ракеты завершаться в 2022 году, после чего ракета будет принята на вооружение.
Согласно официальным источникам, в 2020 году может быть подписан контракт на поставку 114 Ка-52М. Кроме того, на 2020 год было построено около 167 Ка-52 в базовой модификации.