Здравый смысл, ПДД и «ЗиЛ», или Можно ли без смертей на дорогах?
13.08.2020, 7:40 Елена Никитенко
О безопасном вождении в дождь с примерами.
Ливень. Ночь. Скоростная магистраль. В левом ряду безо всяких опознавательных знаков стоит поливалка и поливает, как бы это странно не звучало, клумбу на фонарном столбе. Мы увидели ее поздно. Но не настолько, чтобы не успеть среагировать: мгновение, и BMW прошел этот «стеллс» по соседнему ряду. Судьба была благосклонна.
Этой истории уже почти год, и тогда все действительно закончилось хорошо: и скорость была в пределах нормы, и место для маневра тоже было, и хватило опыта, чтобы не «убрать» себя и других с дороги.
И я уже почти забыла о столь наглой халатности дорожных служб, пока на глаза не попалось еще одно очередное резонансное ДТП. Audi 100 на полном ходу протаранил стоящий в левой (!) полосе «Зил». Ночью. На скоростной магистрали. Знакомая картина?
Не спрашивайте, что делал грузовик сотрудников дорожных служб в левой полосе. И почему у него не были включены положенные ПДД желтые проблесковые маячки (и были ли они вообще). Это для города, как показывает время, нормальная практика: плевать на всех, даже (или особенно) в ущерб безопасности всех, кто есть на дороге.
Страшная беда в том, что в Audi погибли люди: 25-летняя девушка и ее четырехлетний ребенок. И дорожный рабочий, которого просто замело в жернова этой аварии. Можно ли было избежать этих бессмысленных смертей? Да. Если учесть несколько важных факторов.
Для водителей, чтобы не повторить судьбу Audi, надо бы просто запомнить несколько совершенно простых, до боли банальных и прямолинейных правил, по которым и стоит ездить в дождь.
- Не гоняйте. Именно скорость, скорее всего, стала причиной этого ДТП. На видео хорошо видно, что все три машины по левому ряду идут совсем не медленно. Только первые две успевают уйти с полосы, а вот Audi… на полном ходу вошла в стоячий «ЗиЛ», даже сделав попытки объезда.
- Тормозите заранее. Тормозной путь с 60 км/ч на сухом асфальте — 20 м, на мокром — все 35 (плюс-минус). Поэтому, чтобы успеть остановиться или сделать что-то еще, жать на тормоз надо заблаговременно (следовательно, надо заранее оценить ситуацию и принять решение). Ночью все усугубляется темнотой, в дождь — скользким асфальтом. При резком нажатии на педаль тормоза на мокром асфальте на большой скорости автомобиль неминуемо понесет (если в работу не вступит ABS и прочие системы при условии их наличия). Да и аквапланирование никто не отменял. Будьте к этому готовы.
- Смотрите в оба. Надо помнить, что видимость, к примеру, в дождь гораздо хуже, чем в обычное ночное время. Вода, которая льет на лобовое, грязь с дороги, которая летит туда же, блики от фонарей и мокрого асфальта — это все в разы ухудшает видимость. Либо вы напрягаете все свое внимание, либо… невидимка-«ЗиЛ» вырастает, словно из-под земли.
- Соблюдайте дистанцию. Это — одно из первых правил, иначе времени на маневр просто не останется. В тот злополучный момент Audi ехала слишком близко к впереди движущейся машине (что хорошо видно на ролике, появившемся в Сети) и тем самым значительно сократила себе время на реакцию и на маневр. Отпустите машину впереди себя — и вы удивитесь, сколько всего «интересного» вы чуть не пропустили на дороге.
- Думайте. Это, наверное, самый важный пункт. Надо адекватно оценивать собственные возможности и не «валить» на 100%. Как говорят опытные пилоты: «Если ты знаешь, что можешь пройти этот поворот на 100 км/ч, пройди его на 70-ти». Тем более ночью. Тем более в дождь. Опыт-то никто не отменял. А вы — не на этапе WTCC.
- Ну и превышать скоростной режим в дождь также не стоит (собственно, превышать его не стоит в принципе), как и совершать резкие маневры: перестроения, старты с места и так далее. Все это не только ваша безопасность, но и безопасность тех, кто рядом с вами в потоке.
Собственно, все эти правила работают всегда, а не только в дождь, снег или что-то еще. Это — абсолютно нормальные постулаты, которые должны быть в голове у каждого, кто решил утром сесть за руль и отправиться на дороги общего пользования. Или «ввалить» ночью по скоростной дороге, забыв про погоду, видимость и других участников дорожного движения вокруг себя.
Это — здравый смысл. А без него в голове за руль лучше не садиться.
При разборе практически каждого ДТП хочется задать всего один вопрос: а был ли шанс не умирать? Был. Он есть практически всегда. Но слишком много факторов сходятся воедино, а главным становится, зачастую, халатность. Нужно научиться чувствовать собственную ответственность за все, что происходит на дороге. И начинать с себя. Иначе мы и дальше будем умирать в ДТП и читать подобные посты.