Катя IOWA — о новых песнях, отношениях с мужем и секрете популярности

, 9:32 Карина Халикова

Фото: предоставлено группой IOWA

Солистка группы IOWA Катя Иванчикова рассказала, как ей приходилось жить у поклонников, что она чувствует на сцене и каково ей петь в дуэте с мужем.

Группа IOWA существует уже десять лет, с каждым годом их популярность только возрастает. В этом году IOWA выступила на празднике выпускников «Алые паруса». Солистка группы Катя Иванчикова дала большое интервью 5-tv.ru, где рассказала о сложной жизни на старте карьеры, первых концертах и о том, как друзья-знаменитости помогли ей написать новую песню.

— Как прошла для группы пандемия? Научились ли вы чему-то новому?

— Классный вопрос! Мы всегда учимся чему-то. А во время пандемии люди замечают это быстрее, потому что лишаются чего-то. И, конечно, мы тоже долго не виделись с друзьями, остались без перелетов, концертов. Но у нас был выход: мы ездили на студию. Было две точки: наша студия и наш дом. И поэтому мы писали новое. А все, что тебя волнует, что тебя очень беспокоит, выливается в творчество.

Я выходила в прямые эфиры, говорила со своими ребятами-маяками о том, что если ты свои невзгоды выливаешь в творчество, чем хуже тебе, тем лучше будет песня, стихи, творческие решения. Создание чего-то нового, чего не существует, что потом останется напоминанием о том, что ты все-таки преодолел, а не ушел в страх.

— Были ли новые чувства от онлайн-концертов?

— Новые чувства… Не знаю, мы же всегда участвовали в концертах, где артист старается создать праздник, а в онлайне выступаешь перед камерой. Непривычно, когда концерт проходит у тебя дома, на кровати. Идет концерт, поставили камеру, я одна, пацаны в других комнатах. Все это коннектится, после песни вообще нет ничего, ни одного звука, потому что зрителей на площадке нет. То есть ты не понимаешь, какой там фидбэк есть, нет его — это очень странно.

Один концерт мы сыграли на историческом балконе отеля «Астория». Это было, конечно, клево! Гримировались в невероятном номере с балдахинами и колоннами. Ты выходишь на этот балкон, на который, возможно, выходил Шаляпин или Стравинский. Ты такие моменты фиксируешь, потому что ничего-ничего нет, а потом есть вот такая история.

Слева направо: Василий Буланов (ударные), Леонид Терещенко (гитара), Екатерина Иванчикова (вокал), Александр Гаврилов (бас-гитара). Фото предоставлено группой IOWA

— Могут ли онлайн-концерты потеснить индустрию развлечений?

Если бы людям нужны были просто звуки, просто музыка, просто видео, то давно бы это произошло, на концерты бы не ходили. На концерты идут, чтобы себя показать и других посмотреть, чтобы выгулять свои платья, которые некуда больше носить. Чтобы встретиться со своим любимым человеком. Чтобы провести время и потом вспоминать, чтобы получить эту живую эмоцию, потому что по телевизору ты этого не получишь, а особенно в телефоне. Сидеть где-то дома, где тебя постоянно отвлекают, ты ставишь на паузу…все волшебство пропадает.

Мы на сцене выстраиваем диалог, который нам запомнится. Диалог, который достанет нужные эмоции, хорошие, плохие — то, что было внутри. И обязательно нужно выкричаться, громко это заявить на концерте в толпе, быть частью какой-то большого процесса освобождения. И мы даже не можем заикнуться об этом, сидя на диване. Мы должны стать участниками, а не просто наблюдателями.

— Был ли какой-то фидбек от поклонников, которые выплеснули эмоции на концерте?

Полно, постоянно! Поэтому я и говорю сейчас про энергию, так бы это были мои домыслы. У меня есть такой опыт, когда ты поешь песню, а на самом деле они уже часть чьей-то жизни и часть чьей-то энергии. Приходят мужчины, которые никогда не выражают свои эмоции, никогда не плачут, и присылают сообщения о том, что он плакал сегодня, плакал со своей половинкой. Они стояли, обнимались и не понимали, почему такие чувства, почему они танцуют и плачут — может, потому что они вместе? Может, потому что они много всего преодолели, познакомились под эту песню, а сейчас они на концерте?

Ведь много лет уже прошло, мы на сцене десять лет. И за десять лет кучу всего произошло. Детям, которым было десять лет — им уже 20 сейчас. Конечно, люди говорят: «Мы познакомились, семь лет вместе, пришли на ваш концерт. Спасибо, что вы — часть нашего воспоминания, ваша песня играла у нас на свадьбе». Происходят разные вещи: грустные, хорошие, добрые. Но и печаль, и радость — это, мне кажется, то, что дает нам жизнь, позволяют нам двигаться дальше.

Клип к песне группы IOWA «140». YouTube / IOWA_official

Я встретила девочку, у которой купила сережки. Она продавала сережки около нашей студии, увидела меня и остолбенела, очень странно стала себя вести. Я поняла, что что-то не так — не просто человек меня узнал — и стала с ней разговаривать. Она говорит: «Когда мне звонит муж, у меня уже много лет стоит „140“». Я говорю: «Как здорово!». А она говорит: «Но он мне больше не звонит, его больше нет, он разбился». А номер не удаляет, песня стоит. И когда эта песня звучит, это часть истории. И это какая-то ответственность: мы в одном энергетическом поле, потоке, на одной волне, я воспринимаю их грусть, как мою, их радость, как мою. И эта радость удваивается. Мы в одном пространстве, через песни нас многое связывает.

Ты через свое творчество заявляешь о себе Вселенной, а Вселенная заявляет о тебе. Твои желания исполняются через твой выбор, и притягиваются твои люди, которые говорят с тобой на одном языке. Люди тоже так чувствуют, ты понимаешь, как много людей на одной волне. Даже если у тебя какое-то свое видение.

— Можно ли считать это секретом успеха?

— На самом деле так много моментов, когда понимаешь, что жизнь такая разнообразная, такая интересная — есть взлеты и падения, нельзя быть на волне всегда, всем нравиться. И от этого ты уходишь в качество. Когда ты хочешь всем понравиться, ты пытаешься делать то, что модно, что точно зайдет всем, от этого теряется смысл. Ты понимаешь, что всем нравиться нельзя и нужно быть честным с собой и продолжать делать свое творчество честно, чтобы тебе нравилось. И тогда это найдет отклик у других людей.

Ты меняешься, растешь. Кто-то отваливается — есть много ребят, которые привыкли «серфить на волне». Что-то появляется новое, они туда движутся. Просто чтобы быть в каком-то современном поле. И тут уже не играет роли, кто это будет: это просто какие-то новые ребята, это Tik Tok, свежая кровь, которая появляется и что-то делает свое. И за ними идет какое-то большое количество людей, молодежи. И ты понимаешь, что вдруг начинаешь видеть свою аудиторию. Понимаешь: кто-то может уйти, кто-то может прийти снова, вырастет, вспомнит те песни, которые он слушал, и ему захочется снова. Как я Земфиру слушала в 15 лет взахлеб, просто невероятно. Потом несколько лет не слушала ничего, забыла. Через 10 лет я снова начала ее слушать. Это здорово, что мы растем, ищем себя, свою музыку.

У меня наступила некая стадия, когда мне нравится, как ведут себя мои люди. Если им не нравится, они просто уходят, не пишут негатива. Они ищут новое русло, свои пути, захотят — возвращаются. И вот такими я вижу отношения в целом.

— Какие советы можете дать молодым исполнителям, которые хотят перебраться в большой город?

— Нужно стараться себя не сравнивать ни с кем. Нужно вдохновляться: вот да, действительно, кто-то куда-то переехал, большие города… Многие известные художники, писатели переезжали из маленьких городов, чтобы творить. У тебя точное ощущение того, что ты любишь свой город, свою страну, но едешь в большой город, чтобы реализовать свой потенциал.

«Простая песня» — одна из первых песен IOWA, которая принесла группе популярность. YouTube / IOWA_official

На первый концерт приехали девочки, у которых мы потом жили. Они просто подошли к нам и говорят: «Хотите, поживите у нас недельку». Мы согласились. Они мне давали одежду из своего шкафа для концертов, делали нам первые афиши бесплатно.

На второй концерт пришел наш друг, он дал нам денег на несколько месяцев проживания в квартире, потому что мы были на грани того, чтобы сорваться и уехать. У нас не было денег вообще. А один концерт стоил 500 рублей. И, конечно, концертов было мало. Мы выступили на одной репетиционной точке, и нам заплатили бесплатными часами репетиций там. Это был большой подарок для нас. Мы объявили кастинг, и к нам пришел басист, который дал Лене гитару — он работал на складе и дал какую-то списанную гитару. Но факт остается фактом, она звучала, и два или три года он играл на этой гитаре.

Многие люди нам что-то дарили: несколько месяцев нас поддерживал Питер. Просто на концерт пришел человек и помог нам просуществовать первые три месяца, в которые нужно было зацепиться. И потом уже появилась работа на свечном заводе, мы смогли сами платить за жилье. Появились ученики: мы преподавали гитару и вокал, смогли себя содержать.

Второе: нужно найти свое дело. Это самое важное. Люди не могут до конца жизни найти свое дело, они всегда временно что-то делают и откладывают что-то на потом. Если вот так постоянно откладывать свою реализацию на потом, то лучшие люди, которые стали бы тебе друзьями и дали бы тебе вдохновение и помощь, тоже уйдут на потом. И жизнь — тоже на потом. Выбирая свое дело, ты выбираешь людей. А как известно, первое правило хорошего актера — всегда работай с актерами, которые круче тебя в кадре. Выбирая свое дело, ты привлекаешь людей, которые тебя вытягивают энергетически — они тебя удваивают, делают тебя больше и помогают прыгать выше в головы.

— Вас очень поддерживала мама и однажды даже сдала обручальное кольцо в ломбард, чтобы отдать вам деньги. Вы его забрали?

— В последние минуты. Приехала машина и забирала все это золото в другое место. Машина стоит, я в последние минуты забегаю! Так мамино обручальное кольцо забрала. Еще была цепочка, которая принадлежала ее умершей сестре, это единственная память о ней. Мама все эти ценные реликвии отнесла в ломбард, чтобы мы поели.

Катя IOWA с мамой Ниной. Фото: Instagram @katya_iowa

Я просто всю жизнь готовила всех, что это будет сцена, но не говорила об этом. Я внутри себя знала и ходила в музыкальную школу, во все эти детские дома творчества, дома культуры. Все, что у нас было, задействовала и пропадала там после школы. И на меня нельзя было повлиять. Меня можно было притушить, придавить каким-то весом, но это меня бы только угнетало. И я способна была убежать от порабощения, не поменяла бы свою точку зрения ни за что. Но внутри просто есть определенное понимание. Оно как данность, ты будто с ним родился — просто понимаешь, что ты будешь петь. Все. Поэтому мама чувствовала, что на меня давить, наказывать меня нельзя, со мной нужно разговаривать и объяснять, почему нужно поступать так или по-другому.

— Как детям бороться с «обламыванием крыльев»?

— Бороться, искать и в нужный момент сделать только свой выбор. На самом деле, я тоже ради мамы окончила институт — ей нужно было, чтобы у меня был диплом о высшем образовании, который у меня никогда не спрашивали. Я закончила, но мне не нравился институт. Вернее, институт-то отличный, а я в него не вписывалась, в его уставы и рамки. Я себя не любила в нем. Пыталась примерить не свою профессию, не свою «одежду». Но это тоже опыт.

— Недавно у вас вышла песня #душнодует, которую вы спели с мужем Леней. Каково вам петь с кем-то дуэтом?

— Дуэт у нас уже был с Сержем Танкяном, System of a Down, и вот еще один дуэт, мы спели с мужем. Это было спонтанно: он просто встал у микрофона и начал импровизировать. Еще три года назад он стеснялся, когда подходили к двери ванной, где он поет. Он понимал, что кто-то подошел, замолкал. А тут во всеуслышание стал на сцене петь, в микрофон! Помню, Леня говорил: «Я никогда не буду петь на сцене, это сложно и играть, и петь…». И нашел выход: он бросил гитару и стал петь. Он хочет свою сольную песню, и я ему помогу с удовольствием.

— Он не бросит группу?

— Он и есть группа, он не может из себя уйти.

Екатерина и ее муж Леонид, участник группы и автор песен. Фото предоставлено группой IOWA

— Над песней работали Леонид Агутин, Даша Чаруша и Аня Цуканова. Как именно они поучаствовали?

— Они придумали по строчке в эту песню. У меня был какой-то тяжелый момент, я дней пять сидела над вторым куплетом и ничего не получалось. Я не следовала указаниям той книги, которая меня вдохновляет, «Право писать» Джулии Кэмерон. Она как раз пишет о том, что нужно правильно переключаться. И как только переключишься на отдых, то возвращаясь к делу, ты создаешь что-то еще круче, чем было до этого. Мне казалось, что я должна сидеть, не отрываясь от листа и ни в коем случае не отдыхать. У меня не было времени отдыхать, потому что у нас уже близко был релиз.

И я сижу, сочиняю текст, мне звонит Аня Цуканова и приглашает на свой день рождения. Я говорю: «Не могу, у меня песня, я же не успею ничего». И она говорит мне: «Приезжай, мы сделаем песню, мы справимся». Я пропустила это мимо ушей. Но мы все-таки приехали, и там были только свои люди — это был самый классный вечер! И мы собрались, в час ночи позвонили Лене Агутину, Вове Кристовскому из Uma2rman и вместе думали три строчки!

Первую придумала Даша Чаруша: она как стремящийся к балансу человек написала строчку «Страхи все на ретрит». Аня Цуканова как создательница проекта «Eat art» ищет необычные формы, это была странная строчка в песню «Ретро — мой рэп рапид», то есть ретро удаляет на задний план мой рэп. Все, что я говорю сейчас — не важно, а важно было то, что ретро, классика. Такое сложное значение этой строчки. И Леня придумал строчку «Говори нет минуту назад», то есть ты мог бы сказать «нет» минуту назад, но сейчас уже нельзя, идем вперед и делаем.

— Вас вдохновляет работа вне группы с друзьями?

— С друзьями и теми, кем ты себя окружаешь, можно создавать спонтанно какие-то вещи, не планируя. И это тебя наполняет, вдохновляет и рождает новое.

— Отличаются ли чувства сегодня от тех, что вы испытывали на первых концертах?

— Конечно, отличаются. Другое восприятие себя на сцене, немного агрессивная энергия. Тогда это был набор разных жанров. Первые концерты, как сгусток энергии. Я не знала, куда ее направлять, возможно ли этой силой управлять так, чтобы она объединяла людей через песни. То есть это был такой большой путь. И сейчас это совершенно другое восприятие концертов, себя, людей и даже песен.

Я не знаю, чего от меня ждут. Время меняется, сейчас все очень сильно ускорилось: песни стали выпускать по две минуты, клипы стали проще. Все обновляется, как лента Instagram. Песни стали легковеснее, лишились смысла. Мы доходим до некоего абсурда по обоюдному согласию. Когда молодые исполнители дают пластичность языку за счет игры слов, каламбуров, введения новых слов из английского языка типа «краш» — скорее, вот это сейчас интересно. Это все началось с момента, когда люди перестали обращать внимание на правописание в интернете, когда стали сливать все в хештеги, когда стали сокращать и коверкать слова, чтобы дать эмоцию в письме. Перестали ставить запятые, обращать внимание на правила.

Интернет очень сильно повлиял на песни и на артистов, мы уходим от правильности в новые формы. И я думаю, что это временно, у тебя появляется своя платформа и аудитория, которая может принять тебя таким. Когда каждый может взорвать с нуля и найти свою аудиторию за несколько дней. От этого другое отношение к песням, языку, культуре, себе. Все это интересно наблюдать и все это, безусловно, будет меняться. Дело в уникальности: когда мы хотим повторить эти видео, то придерживаемся схемы, чтобы сорвать джекпот, быстро получить результат. Это нельзя назвать реализацией. Но и в этих соцсетях мы видим личностей, и они заметные. Они просто делают что-то лучше, чем другие.

— Кого из таких личностей вы можете выделить?

— Их можно пересчитать по пальцам, с многими из них я дружу и дорожу этой дружбой. Аня Цуканова, например, создает уникальный контент. Мне нравится Ира Горбачева — она уникальная во всем, ее голос, подачу и точки зрения не спутаешь ни с кем. Если говорить о юморе, то мне нравится Антон Лапенко. Я дружу с Лешей из трио «Смирнов, Иванов, Соболев». Леша Смирнов с Антоном Лапенко делает проекты. Баста, Макс Корж — человек уникальный со своей шаровой молнией и мощной подачей, гениальным зарядом. И когда ты понимаешь изнутри, каково людям искать и создавать проекты, находиться в постоянном поиске, переживать болезненные процессы, тебе тоже нужно находить этот путь.

Читайте нас в Дзен