Газ или бензин, или Зачем нужно ГБО?
02.07.2020, 6:12 Елена Никитенко
Газобаллонное оборудование уже который год тревожит сердца и умы автомобилистов: и хочется, и колется — экономия-то налицо…
Но есть и другая сторона медали — взрывы газовых баллонов, отравления парами, которые магистрали пропускают в салоне. Подобные заголовки периодически мелькают в новостях, достоверность их никто не проверяет, а вопросы только множатся. Разрешите мне ответить хотя бы на некоторые из них…
Начнем с безопасности, потому что этот вопрос поднимается и муссируется чаще всего. Владельцы автомобилей бояться устанавливать ГБО по одной причине — а вдруг рванет? Но у каждого опасения есть свои основания. В нашем случае это — качественное оборудование и правильная установка.
Фото: Елена Никитенко
Сейчас уже несколько лет в ходу шестое поколение ГБО, вроде как самое совершенное. Оно впрыскивает газ в жидком состоянии, допускает пуск мотора в холода и хорошо интегрировано с основной топливной системой (отсюда — быстрота переключения между ними и так далее). Но если оно будет установлено неверно, то все его совершенство пойдет прахом. Да и на дешевизну установки «покупаться» также не стоит. Конечно, вы только что вложили круглую сумму в самое оборудование и теперь хочется хотя бы немного сэкономить на установке… Но тут есть большой шанс, что вам, скорее всего, установят не то, не так и не туда. А ведь от качества тех же запчастей, шлангов, трубок и прочего «навесного» безопасность зависит напрямую. Равно как и от того, из каких материалов все эти запчасти выполнены.
Что я хочу сказать? Всего лишь то, что шланг, приобретенный на соседнем рынке, будет стоить гораздо дешевле специализированного, да и работать будет не хуже… первые пару месяцев. Потом — запах газа из-под капота, визиты к установщикам или на другой сервис и прочие «радости экономиста». И ведь проблему даже найдут не сразу: утечек нет, все в норме. А все дело в шланге — он создан из некачественных материалов и просто-напросто пропитался газом и теперь воняет.
Фото: Елена Никитенко
Конечно же, многое зависит и от баллонов. Сейчас на рынке их — два вида: терраидальный (круглый, вместо запасного колеса) и цилиндрический (чаще всего в багажнике). Здесь работает та же схема: чем дороже, тем лучше (что, собственно, очень логично в этом случае). У дорогого баллона стенки толще, швы качественнее, сам он отличается завидным запасом прочности (такие баллоны легко выдерживают сильные удары, например, при ДТП и не деформируются). Дорогой баллон проходит обязательную сертификацию 4 раза в год и даже имеет регламент по сроку годности.
Кроме того, у каждого хорошего баллона есть и защита от взрыва или утечки газа — мультиклапан.
«По сути, это — основа безопасности всего ГБО. У мультиклапана есть несколько степеней защиты, задача каждой из которых — общая безопасность. Так, у мультиклапана есть пожарный клапан (стравливает газ и сбрасывает давление при нагреве), клапан аварийного сброса (вытравливает газ, нормализуя давление), электроклапан (прекращает подачу газа в экстренной ситуации) и скоростной клапан (срабатывает в случае обрыва магистралей)», — рассказывает Леонид Строганов, начальник тех. цеха компании-установщика ГБО.
Итак, с безопасностью разобрались. Схема «дороже — лучше» отлично работает, если вы ставите ГБО на сертифицированном СТО, имеете на него гарантию, соответствующий сервис и прочие блага. Если же нет, то цена может и не иметь значения, но на что обращать внимание, я уже рассказала выше.
Теперь — об экономии. Все, безусловно, слышали утверждение, что установка ГБО за 40 000-60 000 рублей (а именно столько стоит дорогое оборудование) окупится практически моментально. Есть только одно «но»: если пробег вашей машины в день от 200 км, то есть по сути режим такси. При таком раскладе ГБО даже на «Нексии» окупится очень быстро — месяца за три. Если же ваш средний пробег в год — около 10 000 км, многого вы не сэкономите да и не окупите. Есть, над чем подумать…
Фото: Елена Никитенко
И еще один момент: наш автопарк уже давно стар, показатели токсичности у большинства машин оставляют желать лучшего. Поэтому для многих переход на газ еще и решает проблему токсичности выхлопа, ведь он экологичнее бензина, полностью сгорает в цилиндре и не образовывает нагар.
Выводы из всего вышесказанного можно сделать следующие: не все хорошо, что дешево; баллоны ГБО взрываются не каждый день (посмотрите хотя бы краш-тесты на YouTube); пробег машины и окупаемость — в прямой зависимости, как и оборудование и безопасность. Подкупает, конечно, цена. В бою «22-24 руб. за литр газа и 42-45 руб. за литр Аи-92» выигрывает, безусловно, газ. А вот ставить ГБО на свой автомобиль или нет — решать только вам.
Плюсы ГБО:
Экологичность. У газа в разы меньше примесей и его продукты сгорания более щадят окружающую среду.
Экономичность. При одинаковом с бензином расходе, цена на газ ниже.
Интервал между заменой моторного масла. А все потому, что масло разжижается и темнее намного медленнее.
Минусы ГБО:
Снижение мощности двигателя. Этот момент особенно ощутим на малолитражных моторах из-за того, что газ горит дольше и хуже, чем бензин. На новых системах ГБО эту проблему почти решили, но все равно не до конца.
Прогарание клапанов. Опять же из-за медленного сгорания газа и более высокой температуры его горения образуется высокая нагрузка на впускной коллектор. Следовательно, греются клапаны с последующим прогаром. Можно «лечить» увеличением теплового зазора, но для этого нужно везти автомобиль к мотористам или самому разбираться в моторах.
Взрыв. Давление в баллоне с метаном — около 200-250 атмосфер. При неверной установке или эксплуатации взрыв может получиться большим и опасным. Давление в баллоне с пропаном — около 10-15 атмосфер.
Переоформление автомобиля. При установке ГБО необходимо внести изменения в конструкцию ТС и соответствующие отметки в ПТС. Поверку тоже нужно проходить, один раз в 2 года. И не бесплатно.
Уменьшение пространства в багажнике. Баллон в багажном отделение сразу же съедает половину всей полезной площади. Имейте это в виду, если часто используете багажник по прямому назначению и набиваете его доверху.
Утечка газа. Дышать такими парами вредно, но если у вас стоит качественное оборудование, то такой риск минимален.