Игорь Бутман — об отмене концертов в США, авторском праве и джазе
03.03.2020, 18:16 Яна Вахрушева
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: ТАСС / Михаил Джапаридзе; 5-tv.ru
Джазмен рассказал, как относится к пикетам против его концертов в Америке, об авторских правах и любви к джазу.
Саксофонист Игорь Бутман внес огромный вклад в развитие российского джаза. Его фестивалю «Триумф джаза» уже 20 лет, он ежегодно организует выступления иностранных джазовых артистов в России. В интервью 5-tv.ru Игорь Бутман рассказал, что думает о российской джазовой сцене и как относится к протестам против его выступлений в США.
О репутации российского джаза
«Российское искусство на высочайшем счету во всем мире, а джаз становится частью нашей культуры. И как часть российской культуры, у нас есть история развития жанра. В свое время к нам приезжали очень известные музыканты из Америки, проходили джазовые театральные постановки, оркестры гремели на весь Советский союз. А потом СССР закрылся и это дало негативный эффект в музыкальном плане.
Мы почему-то испугались своего собственного счастья. Решили его никому не давать что ли? Или не верили, что мы действительно достойны? А история у нас шла с 1923-го, когда Валентин Парнах сделал первый джазовый концерт в Петербурге.
Российский джаз когда-то был способен обогнать Америку, но из-за каких-то политических вещей, он неожиданно стал плохим. Американский джаз стал идейным врагом и на этом все заглохло».
Об отменах и пикетированиях концертов в США
«Я не считаю, что это ненормально. Люди, которые устраивали пикеты возле клуба Blue Note имеют право совести и свободны слова. Но для меня, это удивительно! Мне жаль этих людей! Четыре дня подряд по два раза вечером выходить с плакатами и говорить о том, что Игорь Бутман призывает своим джазом к войне… Это, конечно, нонсенс.
Я считаю, что всем этим людям, при всех их благих намерения, просто нечего делать. Чтобы обо мне заговорила публика и СМИ, мне надо подготовить оркестр, выступить, быть президентом Авторского общества, делать фестивали. Очень много работы! А здесь, сделал маленький плакатик, прибил его к доске, встал возле концерта Гарри Бутана, который сделал все, чтобы этот концерт состоялся в Америке в самом престижном джазовом клубе. И вот при полном аншлаге, эти люди стоят возле концертного зала и рассказывают всему миру о том, какие они правдолюбы и как борются с народным террористом — Игорем Бутманом.
Эти люди протестуют против меня для самих себя. Я их не уважаю, потому что за мой счет, за счет моей работы, они добиваются какого-то внимания к себе».
О плагиате и авторском праве в джазе
«Если мою композицию, которая стала популярна в моем исполнении, берет другой человек и делает ее еще лучше, продает много пластинок и зарабатывает много денег, то, конечно, он должен мне заплатить. Он для импровизации взял мою тему, не свою. Тему, которая уже у людей на слуху.
Например, мы платим за использование темы Summertime Джорджа Гершвина. И самое удивительное, что Гершвин прожил очень короткую жизнь, но его произведения очень популярны. По закону, когда прошло 70 лет с момента смерти автора, его музыка фактически становится достоянием всего народа. Но тут оказывается, что вместе с Джорджем работал Айра Гершвин — его брат, который прожил долгую и счастливую жизнь. С момента его смерти 70 лет еще не прошло и поэтому, Российское авторское общество и общества других стран, тоже просят деньги за исполнение Summertime».
О любви к джазу
«Сначала я не любил джаз, хотя у нас дома был ленинградский диксиленд. Мой папа играл на барабанах, пел в самодеятельности. Его лучшим другом был Борис Потемкин — автор, написавший песню „Наш сосед“. Также мой папа ходил на концерт Бенни Гудмена, когда он приезжал в 1962-м. Он говорил моей маме, что три дня и три ночи стояла за билетами. Правда, никто больше не стоял, но папа сказал маме именно так. Ну, дело молодое!
В общем-то, слово „джаз“ крутилось у меня с самого детства. А потом я вдруг взял кларнет и стал заниматься музыкой. Потом взял саксофон и понял, что это мое самое любимое дело и больше не могу ничем заниматься, кроме этого. Я занимался очень много часов в день, я слушал музыку, списывал с магнитофона соло моих любимых музыкантов. Организовал ансамбль в 16 лет, мы стали играть в училище, а потом в клубе „Квадрат“.
Сегодня я ехал в поезде и сравнивал свои записи с записями музыкантов. До четырех утра я не спал — слушал джаз».
О том, как полюбить джаз
«Полюбить джаз дано всем. Раньше я не любил оперу, но все изменилось 2—3 года назад. Я встретил человека, который занимается оперой и после этого, у меня возник неподдельный интерес. Узнал какие-то вещи про оперных певцов, про оперные арии, которых я никогда не знал.
Чтобы полюбить эту музыку, вам нужно послушать шедевры джаза. Вы послушаете саксофон в одной песне и, может быть, он вам не понравится. Вы послушаете его еще где-то, он вам зайдет. У вас возникнет любопытство. Но не обязательно, что вы должны полюбить его завтра! Вы полюбите через два года, через три.
Я до 23 лет не ел маслины, а теперь люблю и не жалею! Я всегда из соляночки друзьям их отдавал, они меня за это очень ценили».
11 марта в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский» откроется XX юбилейный фестиваль «Триумф Джаза», хедлайнером концерта станет Spyro Gyra. Эта американская легендарная джазовая группа впервые выступит в Северной столице. Участниками гала-концерта открытия фестиваля также станут Игорь Бутман, Московский джазовый оркестр и другие гости. Фестиваль продолжится в Туле и завершится трехдневной программой концертов в Москве.