27 августа празднуют День российского кино
Фото: ТАСС / Алексей Константинов
Деятели киноиндустрии и любители кино отмечают свой профессиональный праздник.
Многие поколения выросли на неповторимом советском кино, но мало кто знает его настоящую историю. С чего начиналась киноиндустрия в России, и кто был ее родоначальниками? О черно-белой и малоизвестной стороне российского кинематографа рассказывает 5-tv.ru.
Первый кинотеатр в России
По-настоящему значимым для истории России днем считается 18 мая 1896-го. Тогда в Москве произошла трагедия — давка на Ходынском поле. Съемка событий стала первым документальным фильмом в истории мирового кино. В Петербурге в это время открылся первый кинотеатр и был проведен киносеанс. Мероприятие прошло в театре-саду «Аквариум» на Каменноостровском проспекте, сейчас там располагается здание «Ленфильма».
Зрителям показали три короткометражки. Первой стала «Прибытие поезда» братьев Люмьер — родоначальников кино и изобретателей первой киноаппаратуры. До показа в Петербурге одноминутную ленту видели только в Париже. Далее последовала комедия про садовника и поливальный шланг, ну и конечно, вид на Невский проспект с передвигающимся по нему извозчиком.
После премьерного показа, кино распространилось в такие города, как Москва, Киев, Екатеринбург, Нижний Новгород, Тифлис и Одесса.
В этот же год на Невском проспекте в здании «Пассажа» появился еще один кинотеатр под названием «Живая фотография». Там крутили все те же три картины, но вскоре начали активно привозить киноленты из-за границы. По состоянию на 1913-й в России работало уже 134 кинозала.
Праздник День советского кино был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980-го «О праздничных и памятных днях». А в 88-м название было изменено на День российского кино.
Первый российский полнометражный фильм
В начале XX века бурно развивалась новая отрасль в искусстве. Практически во всех развитых странах началось активное кинопроизводство, Россия не стала исключением. Первый российский фильм публика увидела 15 октября 1908-го. Режиссер Владимир Ромашков снял киноленту по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Хронометраж «Понизовой вольницы» всего около семи минут. За выпуск взялась кинокомпания или ателье, как было приято называть в те годы, «Торговый дом Дранкова».
Но история большого российского кино началась с ленты Александра Ханжонкова «Оборона Севастополя», вышедшего в 1911-м. В сюжет картины были заложены события Крымской войны. Сам Николай II был заинтересован в съемках фильма. По личному распоряжению императора к кинопроизводству привлекли лучших историков и военных консультантов. С их помощью были максимально точно воссозданы исторические события 1854–1855 годов. В съемках принимали участие действующие военные и ветераны Крымской войны.
Фильм получился длинный и познавательный. Хронометраж - около часа, а средств потратили 40 тысяч рублей. Если пересчитывать на современные рубли, бюджет «Обороны Севастополя» составил около 22 миллионов.
Премьерного показа была удостоена семья Николая II. Фильм показали 26 октября 1911-го в Ливадском дворце — царской южной резиденции в трех километрах от Ялты.
Зарождение советского кино
После революции все еще царствовало немое кино. На его фоне начал зарождаться великий советский кинематограф. Пролетарское киноискусство, призывающее массы к революции, вызвало интерес за границей. Работы режиссеров Сергея Эйзенштейна («Октябрь», «Броненосец Потемкин») и Дзиги Вертова повлияли не только на дальнейшее развитие отечественного кино, но и всего мира.
Эра кино со звуком в СССР началась 1 июня 1931-го, когда в Большом зале Московской консерватории прошла премьера ленты «Путевка в жизнь». Спустя год фильм был удостоен награды первого Международного кинофестиваля в Венеции. После успеха в Европе, кинолента Николая Экка получила реальную путевку в жизнь и попала на киноэкраны 107 стран мира, 26 из которых купили на нее права.
Следом за ним последовал первый цветной фильм «Груня Корнакова» или «Соловей-Соловушко», вышедший на экраны в 1936-м. Главную роль исполнила актриса Валентна Ивашева — жена режиссера Николая Экка. Кинолента была окрашена двухцветным виражным способом и состояла из восьми частей, а ее общая длина составила 2884 метра. Съемки фильма велись на две кинопленки и были сложены между собой эмульсиями. Данную технологию придумал российский кинооператор Федор Проворов, но аналогичный метод изобрели и в США.
Кино под эгидой социалистического реализма
В середине 20-х сталинское правительство начало активную травлю оппозиции. Кино тоже не стало исключением нападок, и режиссер Александр Ханжонков, автор «Обороны Севастополя», был арестован властями. Никаких прямых обвинений ему предъявить не смогли. Он был отпущен, но получил запрет на деятельность в киноиндустрии.
Сталинский тоталитарный режим осуществлял контроль над каждым фильмом. Картина «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна не сумела пройти цензуру и осталась неизвестной публике. В 1930-х фаворитами Сталина стали такие режиссеры, как Михаил Ромм («Ленин в октябре») и братья Васильевы, снявшие легендарного «Чапаева». Им удалось следовать идеологии революции, раскрыть свой талант и возможности, не переступив черту дозволенного правительством СССР.
Но даже Сталин понимал, что «кормить» народ сплошным идеологически-патриотическим кино не правильно, нужно разбавлять атмосферу чем-то радостным. Советские люди должны смеяться. Ученик Эйзенштейна Григорий Александров начал снимать первые российский комедии в 30-х и стал королем в этом жанре. В его портфолио вошли такие фильмы, как «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга». В то время зажглась звезда актрисы Любови Соколовой, она снималась практически во всех фильмах режиссера. Александров, кстати, был ее мужем.
А в 40-е страну настигла Великая Отечественная Война. В то время было не до комедии, война резко изменила тематику киноиндустрии СССР. Сначала запустили серию короткометражек о военных действия, а следом начали появляться уже полнометражные патриотические картины. Одним из первых стал фильм «Зоя», рассказывающий о жизни знаменитой партизанки Зои Космодемьянской. Кроме этого, в тот период вышли такие фильмы, как «Она защищает Родину» и «Радуга». Целью данных продуктов было посеять патриотизм и гордость за подвиги советских граждан.
А дальше, после эпохи застоя, началась настоящая оттепель советского кинематографа. Именно в 50-е появились настоящие звезды кино и легендарные фильмы, которые положили начало тому кинематографу, с которым знакомо ни одно поколение…