5 августа — Международный день светофора
05.08.2019, 8:34
Фото: TASS / YAY
Уличное движение практически ни одного города не обходится без светофора. А ведь этим простым и понятным устройствам всего лишь чуть больше сотни лет.
Первый светофор появился в Лондоне. Его установили 10 декабря 1868 года у здания парламента. Его создатель Джон Пик Найт был специалистом по железнодорожным семафорам. Первый светофор выглядел совсем не так как современные, а управлял им специально обученный полицейский. У устройства было две семафорные стрелки. В горизонтальном положении они означали «стоп», а опущенные под углом в 45 градусов — разрешали движение с осторожностью. Для регулировки движения в темное время суток сигналы светофора подавались с помощью вращающегося газового фонаря. Он-то и сыграл злую шутку с изобретением. Через месяц, 2 января 1869 года газовый фонарь светофора взорвался и нанес увечья полицейскому, управлявшему им. Из-за досадного инцидента о светофорах забыли почти на полсотни лет.
Второй и вошедший в историю как успешный день рождения светофора выпал на 5 августа 1914 года. В этот день в американском городе Кливленд на перекрестке 105-й улицы и авеню Эвклида светофорная компания установила четыре электрических устройства, которые спроектировал Джеймс Хог. У светофора было два сигнала — красный и зеленый, при переключении которых светофор издавал звуковой сигнал. Им управлял полицейский из стеклянной будки на перекрестке. По правилам, аналогичным тем, что и сейчас действуют в Америке, ехать прямо и поворачивать налево можно было на зеленый сигнал, а вот поворот направо можно было проезжать в любое время при отсутствии помех.
Первые трехцветные светофоры появились в 1920-м в Детройте и Нью-Йорке. Новшество в конструкцию внесли Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис. Вскоре они появились и в Европе: в Париже на пересечении Рю де Риволи и Севастопольского бульвара, в Гамбурге на площади Штефансплатц, в Англии — в 1927 году — в городе Вулвергемптоне.
В Германии светофоры имели свою отличительную конструкцию. Они выглядели как башенки, а три сигнальных фонаря располагались горизонтально. В этой башенке и работал полицейский.
Один регулировщик мог заменить 11 своих коллег. Так и произошло на Потсдамской площади, где с появлением светофора управлять уличным движением стало в разы проще.
Параллельно с западом светофоры появились и в Советском Союзе. Правда, отечественные конструкторы шли по отдельному пути. Светофоры выглядели как фонари, с каждой стороны которого располагался круг, разделенный на неравные части. Срелка ходила по кругу как у часов и указывала направление движения. Но устройства такой модели не прижились и их вскоре заменили на классические.
Первый привычный нам светофор заработал СССР 15 января 1930 года. Его установили в Ленинграде на пересечении Невского и Литейного проспектов (тогда назывались проспектами 25 Октября и Володарского). В столице первый светофор появился почти на год позже — 30 декабря 1930-го он подал зеленый сигнал пешеходам на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост.
Почти 30 лет предупреждающие сигналы имели обратное расположение: зеленый загорался сверху, красный — вспыхивал внизу. Только в 59-м Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. И сигнальные фонари встали на свое место. Спустя полвека на петербургский перекресток Невского и Литейного пришла «светофорная революция». Устройство оснастили детекторами. Если машины движутся непрерывно, система это учитывает и дает возможность проехать большему количеству машин. Для каждого перекрестка разработано несколько сценариев. В течении двух недель утром, днем и вечером специалисты замеряют интенсивность движения автомобилей и по пиковым показателем, рассчитывают продолжительность зеленого сигнала, оптимального для каждого временного диапазона.
Минимальное время работы зеленого сигнала рассчитывается по специальной формуле. Скорость движения пешехода — 1,2 метра в секунду умножают на расстояния от поребрика до поребрика и прибавляют 5 секунд. Формулу подгоняют для каждого перехода с учетом особенностей проезжей части таких как, например, интенсивность движения автобусов и грузовых автомобилей.
Еще один вид регулирования транспортными потоками — сетевое управление. Длительность зеленого сигнала на каждом перекрестке рассчитывается автоматически в зависимости от трафика в районе. По реальным подсчетам эта система на 30% сокращает время в поездке. В ближайшем будущем специалисты планируют «ускорить» общественный транспорт, — чтобы распознав автобус или троллейбус, система быстро дала ему зеленый свет.
Большинство жителей мегаполисов каждый день смотрят на светофоры. 5 августа ему исполняется 105 лет. И это повод, чтобы посмотреть на это удивительное и простое изобретение под другим ракурсом.