Небесные асы — 17 июля День рождения морской авиации ВМФ России
17.07.2019, 0:01 Алиса Старжевская
Фото: МО РФ
День основания Морской авиации ВМФ молодой праздник. Праздник отмечают с 96-го года, хотя история этого армейского подразделения насчитывает более ста лет.
17 июля считается днем рождения морской авиации. Дату выбрали в честь победы русских летчиков над Балтийском морем в ходе Первой мировой войны в 1916-м. Гидросамолеты М-9 одержали в небе победу над четырьмя немецкими самолетами. Победа в этом сражении и стала отправной точкой в истории морской авиации.
В годы Великой Отечественной войны пилоты морской авиации совершили более 35 тысяч боевых вылетов и были главной угрозой в боях на море для фашистов. За годы ВОВ советские летчики уничтожили в небе и на аэродрома свыше 5,5 тысяч немецких самолетов, а также 407 боевых кораблей и 371 грузовой транспорт.
Сегодня войска морской авиации выполняют широкий спектр задач от обнаружения и уничтожения вражеских подлодок и ликвидации надводных авианосцев и других кораблей до прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха. Также эти элитные войска ведут воздушную разводку, наводят на корабельные силы противника, уничтожают самолеты, вертолеты и крылатые ракеты. Этот род сил Военно-морского флота России участвует в минировании акватории, привлекается к противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе, поисково-спасательным работам на море.
Основу корабельной авиации составляют самолеты Су-33, МиГ-29К, МиГ-29КУБ, Су-25УТГ, а также вертолеты Ка-27 и Ка-29. На вооружении морской авиации самолеты радиоэлектронной разведки Ил-20, РЭБ Ил-22, а также самолеты военно-транспортной авиации. Глобально авиация ВМФ России делится на корабельную авиацию и авиацию берегового базирования. Все четыре флота России, Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский, располагают собственной авиацией.
Легенды авиации ВМФ
Александр Прокофьев-Северский — один из воздушных ассов, единственный в истории боевой летчик-инвалид. После окончания военно-морского училища, оказался в авиационной школе. А в 1915-м поступил на службу 2-й бомбардировочной эскадрильи Балтийского флота. Во время первого ночного вылета его сбили, взрывом оторвало правую ногу. Вместо положенной отставки, Прокофьев-Северский обратился с прошением лично к царю. Вопреки протестам советников царя, летчик остался на службе. Прокофьев-Северский налетал более двух тысяч часов, участвовал более чем в полусотни боев, одержал 13 воздушных побед, в том числе и в бою против семи немецких самолетов. За этот бой был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.
Знаменитого палубного летчика Тимура Апакидзе историки часто называют создателем российской корабельной авиации. В 80-е он командовал воинской частью — 100-м отдельным корабельным истребительным авиаполком, который до сих пор успешно выполняет задачи на новейших палубных истребителях МиГ-29КР/КУБР.
В 95-м Тимур Апакидзе был удостоен звания Героя России. А в 2000-м стал замкомандующего морской авиации ВМФ. Генерал-майор Апаидзе погиб во время показательных выступлений под Псковом. Трагедия произошла 17 июня 2001-го на полигоне Центра боевой подготовки и переучивания летного состава авиации ВМФ. Апакидзе выполнял сложный пилотаж на предельно малых высотах, самолет неудачно задел землю, летчик разбился.
Легендарный полк, которым командовал Апакидзе, был сформирован в 1986-м в Крыму. Апакидзе создал систему боевой подготовки палубных летчиков. После распада СССР в 91-м Апакидзе и еще 16 пилотов отказались принять украинскую присягу. Военные были переведены на Северный флот. Украине сохранить полк не удалось, так как у Киева не было авианесущих кораблей. В 96-м полк был расформирован.
В 2015-м Минобороны России возродило 100-й полк. Его летчики воевали в небе над Сирией в составе авиакрыла «Адмирала Кузнецов».
Служба в авиационных войсках флота — одно из самых престижных направлений в армии. Авиация на флоте всепогодная. Единственная опасность для этих бравых ребят — плохая видимость. Если порог облачности ниже 150 метров, «в небо идут одни старики».