Пилот «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев — о травмах, машинах и победных «Дакарах»

, 18:05

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Фото, видео: РИА Новости / www.kamazmaster.ru, Пятый канал

Российский гонщик, пятикратный победитель трансконтинентального супермарафона «Дакар», пилот команды КАМАЗ-мастер Эдуард Николаев дал большое интервью Пятому каналу.

Легко ли дался «Дакар-2019»?

— Дакар сам по себе сложный. Это для нас экзамен годовой. Можно сказать, дипломная работа, к которой готовимся целый год. У нас и выезды, и тесты, и модернизация техники, и испытания новых узлов и агрегатов. И на «Дакаре» нужно продемонстрировать, что наш грузовик самый быстрый, самый надежный.

Удивляют нас, как всегда, IVECO — они наши основные соперники. И то, что они выехали на хорошо подготовленных грузовиках, у них много новинок установлено. И до самого последнего дня они вели борьбу. Тем не менее, молодой пилот был в команде.

Самый сложный момент на ралли «Дакар-2019»

— На этом «Дакаре» закопались очень сильно. Провалились в песке, попали в сложную ситуацию в зыбучую яму, где машина проваливается как в муку. Приходилось быстрее принимать решение и откапывать наш грузовик. Помощи ждать было не от кого. Мои коллеги были в двух часах езды. Такой специфический был участок, где не друг за другом ехали, а с интервалом в два часа.

Почему КАМАЗ — номер один в мире?

— Это наши — Владимир Чагин — они все правильно организовали, задали направление, создали быструю надежную машину и начали показывать результат. То есть, человеческий фактор.

Чем будете заниматься через 10 лет?

— Наверное, буду в тренерской должности, потому что следом идет младшее поколение — молодежь, которые из картинга строят себе дорогу именно в команду «КАМАЗ-мастер». Сколько еще поездим? Максимум 10 лет, а может и меньше.

Как попасть в «КАМАЗ-мастер»?

— В этом году команде исполнилось 30 лет. Был юбилей — вот какие автомобили мы строим.

Один из самых важных вопросов, которые задают студенты, как к вам попасть на работу. И нам это очень интересно. Потому что нам нужны специалисты, нам нужны конструкторы. Инженеры, механики — именно наши советские, советский народ.

Можно ли начать карьеру гонщика в 30 лет?

— Наши двери открыты, поэтому можно начать. Если строишь спортивную карьеру, хочешь сесть в экипаж, то, конечно, желательно прийти пораньше. Тем не менее, было бы желание у человека.

Если человек к нам хочет попасть, он будет все для этого делать. Мы это увидим, оценим. Конечно, он должен приехать к нам, показать свое резюме. Если оно устраивает, мы видим, кем хочет стать этот человек, и мы предлагаем варианты. Дальше два месяца испытательного срока, где он должен показать себя, свои способности, работы. И основная особенность — это переехать в Набережные Челны. Ежедневно мы трудимся с 9 утра до 9 вечера, плюс спортзал, различные тесты, соревнования.

Что в гоночном КАМАЗе есть от грузового?

— Мы — заводская команда и мы вынуждены ставить оригинальные запчасти. Здесь стоят именно те запчасти, которые мы применяем в серийной технике, потому что все мировые бренды — Mercedes, Volvo, Scania, — они не производят свои запчасти, они берут уже имеющиеся детали и собирают автомобиль. КАМАЗ пошел по этому пути — то, что ставится на серийный грузовик, также коробка, карданы, — все те же компоненты, просто мы под себя присматриваем ту или иную модель, которая ближе нам подойдет именно для гонок.

Случалось общаться с простыми водителями КАМАЗов?

— Так мы те же работяги, мы сами технику строим. Мы не являемся пилотами. Мы пилоты только на соревнованиях. В процессе рабочей недели мы также трудимся, так же своими руками создаем эту технику. Мы тоже были этими работягами, которые ездили.

Я лично начинал с механика, ездил за рулем серийного грузовика, возил детали по заводам. Для себя ставил задачу попасть в команду и стать пилотом. И все получилось. Мы все через этот путь прошли. И сейчас, когда мы встречаемся с обычными водителями и испытателями, которые испытывают серийную технику на полигонах, конечно, тоже хорошие отзывы, и мы дружим.

Протежировал ли отец?

— Папа мне помог в эту колею встать. Тем не менее, детство у меня началось со спортивной гимнастики. Не совсем, наверное, папа хотел, чтобы мои пути шли в автоспорт, не знаю причины, тем не менее, оно само притянуло. Дошел до определенного возраста и ушел уже в картинг. С 12 лет активно начал заниматься картингом. И зная, что в нашем городе существует легендарная такая заводская команда «КАМАЗ-мастер», конечно, мальчишкой хотел туда попасть. И теперь я пилот команды.

О спортивных травмах

— Нами занимается инновационный центр Олимпийского комитета Москвы. К нам приезжают ребята с большим опытом и подсказывают, как не травмироваться.

Серьезные нагрузки, тем не менее, — этим вопросом мы занимаемся. Физически серьезно подходим: бегаем, плаваем, в спортзале занимаемся ежедневно практически. Индивидуальные занятия с инструктором, где мы работаем над мышечным корсетом спины, шейным отделом и всем, что касается мышц. Когда гонка, допустим, едет по сильному бездорожью, приходится терпеть. Без этого никак. Хочешь выиграть — придется немного потерпеть.

Каково после КАМАЗа водить легковушку?

— Как в армии. Человек походил в кирзовых сапогах, после этого он их снимает, надевает обувь и, кажется, что он летает. Особенно, когда садишься на картинг, — это 2 сантиметра у тебя от асфальта. Конечно, эмоции интересные.

Представьте, сидишь практически на двух метрах в таком грузовике или вот внизу. Конечно, уже нет таких ускорений как там. Маленькая машинка, более юркая. Эта же машина может преодолевать такие ямы и канавы. Первый раз, когда в нее садишься, даже не понимаешь, что она это может.

Читайте нас в Дзен