Как стать фотографом — с чего начать и как заработать первые деньги на этом
21.01.2019, 17:34
Фото: Роман Шампаров
Подводные камни работы фотографом, секреты, нюансы. Как начать фотографировать — обо всем этом рассказали Пятому каналу признанные гуру фотографии.
Natalie Ina
Московской фотохудожнице, которая работает под псевдонимом Natalie Ina, всего 21 год, а она уже звезда готических пабликов. Ее Instagram читают тысячи человек, хотя сама Натали признается, она ничего не делала для того, чтобы страница стала популярной. На ее фотографиях — декаданс, природа и древние мифы.
О фотографии как перформансе
— Все началось тогда, когда я попробовала впервые снимать на мыльницу. Я просто поняла, что это такой же хороший способ воспроизвести определенный момент, переживание, свое внутреннее ощущение, как и живопись, рисунок, которым я и тогда занималась, и сейчас. Только, в отличие от выдуманных и изображенных персонажей на бумаге, объекты для фото реальны! Это вечный танец, вечный перформанс, который я создаю при помощи живых людей и себя, и это прекрасно. Тогда и стала развиваться в этом направлении параллельно с иллюстрацией, где в голове необходимо всегда придумывать историю персонажа, прочувствовать его переживания, мысли. Для этого всего у меня очень много источников вдохновения, так что этот танец может длиться бесконечно.
О том, как начать фотографировать
— Совет для начинающих, хм… Суть не только в том, чтобы передать свет, сделать гармоничную композицию и выставить все настройки «как нужно». Это не главное! Главное — не бояться передавать внутреннее ощущение, атмосферу какой бы она ни была. Ведь это не просто нажатие кнопки спуска, это запечатление частички вечности. И еще главное — не бояться трудностей, которые могут возникнуть на любом творческом пути.
— Еще я бы посоветовала четко определиться с тем, какое направление действительно интересно. Какое наполняет и становится частью жизни, какие образы действительно интересны, а потом отталкиваться от него, расширяя границы своего видения. Хотела бы дать совет насчет стиля: сейчас очень много фотографов в интернете, и среди всех фотографий можно заблудиться. Как только человек берет в руки фотоаппарат, он сразу пытается сделать карточку узнаваемой, найти «свой» фильтр, цвет, настройку. Я бы посоветовала на миг задуматься: все приходит со временем, и стиль тоже. Но он не в фильтре будет заключаться, а во множестве деталей, складывающихся из видения того, кто снимает.
О секретах работы
— Насчет лично моего творческого пути — поначалу это были фотографии природы и автопортреты, в которых я хотела передать слияние человеческой сущности и природы. Так эта «Main Theme» и закрепилась за мной на всю жизнь. Потом были знакомые, подруги, которые помогали в создании образов, готовые поучаствовать и быть персонажами моих историй. А затем появились и те незнакомцы, которым стало интересно увидеть себя с другой стороны, увидеть себя в другом образе — красивыми, меланхоличными, иными, не теми ими, которые в зеркале каждый день. И стали приходить ко мне на съемку именно за этим.
Я не считаю себя очень успешной, но мне приятно, что многим людям действительно интересно это мрачное и атмосферное направление в фотографии.
— Специфика работы в том, что я не считаю это работой. Это даже можно назвать сотворчеством с моделями, которые приходят ко мне на съемки. Самое важное для меня в работе — это умение находить в контакте с людьми нечто в их внутреннем мире, что можно было бы отобразить, при этом не устанавливая для себя стереотипов и каких-то четких границ в этом плане. А подводные камни, как и скелеты в шкафах, везде есть… Трудно порой найти общий язык с клиентом, но мне чаще всего попадаются интересные и творческие люди.
Роман Шампаров
Роман Шампаров из Санкт-Петербурга фотографирует людей стараясь максимально раскрыть их красоту. Поэтому он настаивает: на фотосессиях модель должна быть без макияжа. Роман умеет видеть красивое в каждом лице — иначе как бы у него получались такие изумительные фотографии?
Об увлечении фотографией
— Фотография мне нравилась с самого детства. У меня папа немного в молодости увлекался пленкой. В общежитии в туалете закрывался, никого не пускал и проявлял кадры. Правда я помню совсем мало… У нас дома всегда было довольно много альбомов с фотографиями, я любил их пересматривать. В школе брал папину «мыльницу», когда с классом куда-нибудь ездили на экскурсии. Все семейные праздники старался фотографировать. Потом в институте у старшего брата брал уже цифровую «мыльницу». На первый свой день рождения, за первые заработанные деньги купил себе цифровую «мыльницу». Так и понеслось.
Основных советов начинающим всего два: очень много фотографировать и очень много смотреть и анализировать чужие снимки.
О красоте людей
— Мне нравится наблюдать за эмоциями людей, за их мимикой. Люблю когда они смущаются, хмурятся, улыбаются. Человеческое лицо само по себе очень информативное и яркое. А косметика все это прячет. Да и очень мало кто умеет краситься, чтобы вблизи это выглядело красиво. Я считаю, что косметика это или для того, чтоб хорошо читалось лицо издалека, или для создания какого-то образа.
— Человеческое лицо, как и весь человек, — очень красивы. Мне не надо ничего раскрывать. Почти всегда фотография — это умение поймать нужный момент. Когда мы общаемся с человеком, мы видим его в движении. А фотография статична. И не каждый момент в статике, к сожалению, красив. Задача фотографа, как раз в том, чтоб поймать нужный момент.
Светлана Мелик-Нубарова
Фотохудожница Светлана Мелик-Нубарова из Алма-Аты — мастер фантасмагории. Мадонны эпохи Возрождения в ее работах соседствуют с пейзажами Босха.
О трудностях творческого процесса
— Фотография — это, прежде всего, творчество. Как известно, творческий процесс — процесс мучительный. В воображении возникает смутный образ, который настойчиво требует реализации. Поиск средств реализации — костюм, модель и умение принять реальность, так как все, что затем происходит на фотосессии, значительно отличается от того, как я представляла себе это в воображении.
Не так давно я проводила фотосессию с младенцем и двумя котами. Выбрали время, в которое наша малышка обычно живая и веселая. Представлялось, что коты, конечно, не будут позировать, но будут вести себя достаточно органично. Однако, именно в этот день малышка почему-то очень рано встала и к моменту фотосессии хотела только одного — спать. Громадные коты так испугались, что стремились только к одному — спрятаться в свою переноску. А так как их заставляли позировать, они постоянно жалобно кричали на всю студию. Пришлось принять ситуацию и следовать принципу — делай все, что можешь, и будь что будет.
— Радует, когда в результате то, что получается, соответствует тому, что виделось в воображении. И когда работа находит отклик у людей, которым я доверяю, работы которых вдохновляют меня.
О том, что вдохновляет
— Как я уже сказала, источником вдохновения для меня является живопись. Библейская тематика является основой картин таких мастеров, как Рафаэль, Леонардо, Босх, Беллини … — список длинный. В этой связи мне очень близка тема материнства (Мадонны). В этом стиле работают и другие фотографы. Так мне очень нравятся работы Дженни Бут и Ромины Рессиа. В их портретах так здорово сочетаются стиль старинной живописи, современность, ирония и очень часто провокация.
О продаже работ
— Я очень редко провожу заказные фотосессии. Соглашаюсь только в том случае, если модель мне интересна, и я впоследствии могу положить эту работу в свою творческую копилку.
В основном я продаю свои работы через галереи. Так некоторые мои работы были куплены в Америке, Австралии и Германии. Участвую в выставках (Франция, Австрия, Австралия, Америка), на которых так же есть возможность продать свои работы. В прошлом году я записала серию видеоуроков, которые также пользуются популярностью. Я уже несколько лет сотрудничаю с китайскими фотосайтами, которые являются посредниками в продаже моей видеопродукции.
Как я уже упоминала, я не являюсь коммерческим фотографом, но если то, что я делаю, вызывает интерес, который в итоге вознаграждается еще и материально, я этому только рада.
Материал Анны Долгаревой