Советы начинающему фотографу от мастера Светланы Мелик-Нубаровой

, 14:00

Фото: Светлана Мелик-Нубарова

Светлана Мелик-Нубарова — фотограф из Алма-Аты, известная своими фантасмагорическими картинами. На ее фотографиях у детей недетские глаза, а в каждой женщине просматривается Мадонна.

Мы решили расспросить Светлану, как она создает свои ни на что не похожие фотокартины.

— Как вы стали фотографом? С чего все начиналось?

— Можно с уверенностью сказать, что я начала фотографировать волей случая. Мой будущий муж очень увлекался фотографией. Когда человек чем-то очень увлечен, для него важно, чтобы близкий ему человек разделял (или, по крайне мере, понимал) его увлечения. Так у меня появился мой первый фотоаппарат — это был старенький «Кэнон» моего мужа, на который я начала понемногу фотографировать.

Я фотографировала все подряд, ничего не зная о фотографии и ничего в ней не понимая. Прошло достаточно много времени, прежде, чем фотография стала для меня частью моей жизни.

Я с детства рисовала и всегда жанр портрета был мне особенно интересен. Постепенно именно фотоаппарат стал моим главным инструментом, и я сконцентрировалась на фотографии в жанре портрета.

— Какие три совета вы бы дали тем, кто хочет стать фотографом?

— Я разделяю фотографов на две категории — которые фотографируют для заработка и для которых фотография прежде всего способ творческого самовыражения. Я отношусь ко вторым, поэтому я могу поделиться своими мыслями о пути в фотографии для этой категории.

— Искать свою тему: фотографировать только то, что цепляет, что не оставляет равнодушным.

— Стараться не ориентироваться на фотографии, которые популярны, которые нравятся подавляющему большинству, так как в этом случае вы наверняка потеряете свою индивидуальность, не сформируете свой стиль.

— Искать средства выражения, которые станут основной реализации творческого замысла. Так, для меня это портретные живописные работы старых мастеров.

Фотогалерея

— Какие трудности есть в вашей работе? И что больше всего радует?

— Фотография — это прежде всего творчество. Как известно, творческий процесс — процесс мучительный. В воображении возникает смутный образ, который настойчиво требует реализации. Поиск средств реализации — костюм, модель и умение принять реальность, так как все, что затем происходит на фотосессии, значительно отличается от того, как я представляла себе это в воображении.

Например, не так давно я проводила фотосессию с младенцем и двумя котами. Выбрали время, в которое наша малышка обычно живая и веселая. Представлялось, что коты конечно не будут позировать, но будут вести себя достаточно органично. Однако, именно в этот день малышка почему-то очень рано встала и к моменту фотосессии хотела только одного — спать. Громадные коты так испугались, что стремились только к одному — спрятаться в свою переноску. А так как их заставляли позировать, они постоянно жалобно кричали на всю студию. Пришлось принять ситуацию и следовать принципу — делай все, что можешь, и будь что будет.

Радует, когда в результате то, что получается, соответствует тому, что виделось в воображении. И когда работа находит отклик у людей, которым я доверяю, работы которых вдохновляют меня.

— Ваши работы — это уже не совсем фотография, я правильно понимаю? Это фотоискусство с отсылками к библейской тематике? Вдохновляют вообще какие-то первоисточники?

— Как я уже сказала, источником вдохновения для меня является живопись. Библейская тематика является основой картин таких мастеров как Рафаэль, Леонардо, Босх, Беллини … — список длинный. В этой связи мне очень близка тема материнства (Мадонны). В этом стиле работают и другие фотографы. Так мне очень нравятся работы Дженни Бут и Ромины Рессиа. В их портретах так здорово сочетаются стиль старинной живописи, современность, ирония и очень часто провокация.

— Много ли труда уходит на постобработку фотографии? И много ли на предварительную подготовку.

— Подготовка к фотосессии в среднем занимает примерно неделю, так как я сама придумываю и шью костюмы. Правда, сейчас, когда уже собрался фотогардероб, я могу комбинировать и создавать варианты.

Постобработка — мой любимый процесс. Photoshop помогает мне максимально соединить образ, который существовал в моем воображении, с тем, что получилось в реальности. Я здесь чувствую себя совершенно свободно и работаю, прежде всего, как художник. Мне кажется, что я создала свой метод, который позволяет просто и эффективно добиваться очень интересных эффектов. Безусловно каждый из приемов известен, но в совокупности они создают мой индивидуальный стиль. Я записала видеоуроки, которые в реальном времени показывают весь процесс постобработки.

— Вы зарабатываете проведением фотосессий? Или продаете свои работы в какие-то журналы?

— Я очень редко провожу заказные фотосессии. Соглашаюсь только в том случае, если модель мне интересна, и я впоследствии могу положить эту работу в свою творческую копилку.

В основном я продаю свои работы через галереи. Так некоторые мои работы были куплены в Америке, Австралии и Германии. Участвую в выставках (Франция, Австрия, Австралия, Америка), на которых так же есть возможность продать свои работы. В прошлом году я записала серию видеоуроков, которые также пользуются популярностью. Я уже несколько лет сотрудничаю с китайскими фотосайтами, которые являются посредниками в продаже моей видеопродукции.

Как я уже упоминала, я не являюсь коммерческим фотографом, но если то, что я делаю, вызывает интерес, который в итоге вознаграждается еще и материально, я этому только рада.

Беседовала Анна Долгарева

Читайте нас в Дзен