Как стать дорогим фотографом — советы лучших мастеров
05.02.2019, 17:34
Фото: vk.com/ @chudophotos
Доступность и относительная дешевизна фототехники сделала рынок фотоуслуг ожесточенно конкурентноспособным. Новички демпингуют цены, чтобы урвать свой кусок. Осталось ли место фотоискусству в этом?
Когда можно бросить работу и начать кормить себя заработками с фотографии? А сколько нужно вложить в первую «зеркалку» или может лучше «беззеркалку»? А сколько объективов нужно купить? А стоит ли записываться на курсы или достаточно прочитать инструкцию и скачать пару фотокурсов? Это короткий список вопросов, которые задают себе будущие фотографы. Давайте разбираться что нужно новичку, сколько это будет стоить и, главное, отобьются ли вложенные деньги.
Светлана Ундалова: «Фотография больше не искусство, а контент»
Два года назад профессиональный фотограф Светлана Ундалова взяла дочь, вещи и переехала из Петербурга в Москву. Столица для фотографа — идеальный город. Постоянный поток заказчиков, никаких простоев.
— В крупных городах многим компаниям нужны штатные фотографы, вы можете устроиться туда и получить стабильность и все привилегии остальных сотрудников. Можете открыть ИП, стать бизнесменом на фоторынке и прочувствовать все прелести предпринимательства. Можете работать на себя как фрилансер и наслаждаться свободой и балансом творчества и работы.
Конкуренция со стороны начинающих мастера не должна пугать, — считает Светлана. Скорее новичка испугает стоимость «стартового набора фотографа», которая начинается даже не с одной сотни тысяч рублей.
— Стоимость оборудования зависит от того, какую специализацию вы для себя выбрали. У фотографов тоже есть специализации. Например, если вы хотите зарабатывать на предметной съемке, кроме фотоаппарата и объективов, вам понадобится свет (моноблоки, стойки, насадки), предметный стол, комплект различных фонов и отражатели. В процессе работы также нужно закладывать некий расход на различный реквизит. В среднем такой минимальный набор обойдется вам в 300 — 350 тысяч рублей. Если же вы задумали заниматься портретной съемкой на улице, вам нужно будет потратиться на фотоаппарат, оптику, вспышку и отражатель.
А как же искусство? Искусству в жизни профессионального каталожного фотографа почти всегда отведено место хобби.
— Если бы все оценивали фотографию как искусство, и она бы еще оплачивалась соответственно, было бы прекрасно! Но мы живем в 21 веке, веке цифровых технологий, где фотография больше не искусство, а контент. Область ее применения действительно очень огромна. Это и классическая портретная, и свадебная фотография для людей. Это рекламная фотография для компаний, и даже техническая фотография, которая к искусству не имеет никакого отношения, — рассказывает Светлана Ундалова.
Прежде чем покупать технику, строить планы о богатом будущем и обзванивать галереи на предмет будущих выставок, нужно понять не только, в какой области вы собираетесь работать, но и как вы будете учиться этому ремеслу. В любом случае, этап номер один — тщательное изучение инструкции фотоаппарата. Особенно, если он у вас первый. Следующим этапом станет поиск информации в интернете или за партой фотокурсов. Но ожидать, что они сделают из вас Марио Тестино или Энни Лейбовиц, все же не стоит.
— У меня был опыт преподавания в фотошколах, и можно провести некоторую аналогию с обычными общеобразовательными школами. В группе по 15 — 20 человек, какова вероятность, что при таком раскладе из вас сделают индивидуальность? Школы хороши тем, что дают техническую базу, у них есть удобные аудитории, они, как правило, на уроки выдают всю необходимую технику. Есть возможность найти друзей или просто людей по интересам. То есть, туда нужно идти за начальными, базовыми знаниями. Для всего остального есть индивидуальное и самообучение. Я верю в то, что талант всегда пробьет себе дорогу, в каких бы условиях он не находился. Если человек чувствует, что фотография — это цель, это его ремесло, и больше ничем другим он не хочет заниматься, то пусть дерзает.
Чтобы «раскрутиться» нужно крутиться. И не только работать над качеством своих фотографий, следить за репутацией и развивать навыки маркетинга. Волшебного совета — «как стать фотографом за два дня» — к сожалению нет.
Даниил Конторович: «Путь фотографа — это путь к себе»
Известный петербургский портретист Даниил Конторович — самоучка. Изображает реальность и нереальность с помощью фотографии уже больше 10 лет. Колесит по стране с мастер-классами и пытается донести до своих учеников мысль о том, что фотография — это про умение видеть и наделять это видение формой и цветом.
— Фотография, на первый взгляд, очень простой вид творчества — нажал на кнопку, получил изображение, детально отражающее «реальность». Вот ты уже и фотограф! В отличие от рисования, не нужно долго учиться, чтобы «достоверно» передать окружение. Это подкупающее и манящее заблуждение.
Состоявшийся фотограф отличается от начинающего тем, что слышит себя и может передать свою самобытность даже с помощью фотографии, сделанной на камеру телефона. А существующие на рынке фотошколы не раскрывают индивидуальность, а лишь штампуют машины для зарабатывания денег. Выпускники подобных курсов крайней редко раскрываются и выходят за рамки учебной программы.
— Тем не менее, сейчас ситуация намного лучше, чем когда был «фотобум» — цифровые «зеркалки» стали доступными по цене примерно начиная с 2008-го. Замечаю, что люди становятся осознаннее, действительно ищут творчества и себя в нем. <…> Начать творить можно с камерой мобильного телефона, либо купив мыльницу на «Авито».
В мир фотографии Конторович пришел уже с навыками художника. До того, как взять в руки первую камеру, молодой человек долго рисовал. Именно художественная составляющая, считает фотограф, и привлекает людей к его работам.
— Чтобы раскрутиться, должна быть уверенность в себе, большая работоспособность, умение вызвать эмоцию у аудитории. Нужно изучить рынок и найти свою нишу, внятное предложение продукта, постоянные публикации уникального контента, свои изюминка и стиль, таргетированная реклама и вот это все… При этом, уровень мастерства совершенно не прямо пропорционален популярности. Чаще всего стремление раскрутиться рубит творческое начало, ибо ведет к угождению аудитории. А это уход от себя и от творческого эксперимента. Главный камень преткновения данной профессии в том, что, становясь коммерчески успешными, многие фотографы превращают любимое занятие в рутинную работу, такую же, из которой пришли. Нужно перестать воспринимать фотографию как профессию. Это как художник — образ жизни.
А потому соревноваться и догонять некого. Если вы нашли себя, вы уникальны и ни с кем несравнимы.
Анастасия Дерябина: «Учиться можно всю жизнь»
Петербурженка Анастасия Дерябина более десяти лет занимается фотографией. Из них только последние пять она снимает крайне активно. Почти каждый день. Именно личный опыт, полагает Дерябина, и помогает фотографу расти в своем мастерстве.
— Нужно начать с малого и по мере развития уже приобретать более качественную технику. Разовьете видение, потом сможете позволить себе купить все, что потребуется. Чтобы раскрутиться, нужно много работать, постоянно снимать, общаться с людьми. Анализировать свое и чужое творчество, чтобы видеть в чем еще есть пробелы именно у вас. Можно пойти и с другой стороны — вкладывать деньги в рекламу и продвижение. Но первый способ мне кажется вернее. Подводных камней не будет, если любить свое дело, много и хорошо работать. Нестабильность заработка уйдет, если твое видение будет интересно людям.
Гонка Nikon и Canon закончилась
Если новичок задается вопросом, что же взять — Nikon или Canon — значит ему еще рано покупать такой фотоаппарат. Сначала надо изучить рынок, поставить цели и сопоставить все со своим доходом. Если кратко, то Canon в тренде — чуть ли не каждый год компания представляет модификации своих флагманских моделей Сanon 5d и Сanon 6d. В случае с 5d — уже доступны четыре камеры, топовые — Мark III и Мark IV. Альтернатива — скорее всего, Sony, серия «Альфа». Наиболее сильная по своим конфигурациям Sony «Альфа» девятой серии. Так, если «четвертый» 5D обойдется в среднем в 150 тысяч рублей, сильная камера Sony будет стоить почти в два раза дороже.
— Спорить о том, что круче — бессмысленно: большинство современных камер снимают качественно — бери да твори! Выбирать инструмент для себя стоит из личных предпочтений — как в руке лежит, эргономика, вес, размер, а также бюджета и области применения. Изучив фокусные расстояния, к камере со сменной оптикой хорошо взять объектив более светосильный и качественный, чем базовый.
Для себя я выбрал камеру Sony A7III — это компактная полнокадровая «беззеркалка», способная справиться с большинством задач. Она реальный конкурент 5D mark IV, но при этом стоит дешевле. Основной мой объектив — 35 мм, — поделился Даниил Конторович.
Анастасия Дерябина также предлагает не зацикливаться на брендах, а сосредоточиться на искусстве фотографии.
— На что нравится, на то и снимайте. Марка фотоаппарата не важна. Важен ты сам и твой взгляд на мир. И умение посредством камеры показать этот мир другим людям. Я снимаю на Canon только потому, что когда-то у меня был пленочный фотоаппарат этой же фирмы. И чтобы не менять еще и оптику, я остановилась на этой марке. Если сомневаетесь и все-таки хотите определиться с фирмой, возьмите в прокате фототехники разные марки на пару тройку дней. Пробуйте, снимайте. Через собственную практику найдете ответ.
Довести до ума снимки поможет грамотное использование «фотошопа». Этот способ вернее, чем требовать искусства от максимально навороченной камеры. Все-таки фотография — это, в первую очередь, видение человека, а не его камеры. Умение собрать мельчайшие детали окружающего мира — бесценно. Именно это и дает право человеку с техникой называться фотографом.
Ания Батаева