Павлик Морозов — новый Авраам от коммунизма
14.11.2018, 0:01
Фото: Пятый канал
Поэт и публицист Анна Долгарева о Павлике Морозове в день его 100-летнего юбилея и о малоизвестных подробностях истории, достойной стать эпосом.
Павлик Морозов родился сто лет назад — 14 ноября 1918 года в деревне Тобольской губернии. Имя его стало в Советском Союзе нарицательным: пионер-герой, который на суде дал показания против родного отца, за что был жестоко убит отцовыми родственниками. В общих чертах эту историю знает, пожалуй, и сейчас каждый человек старше девяностого года рождения.
Старше девяностого — потому что во время перестройки из символа пионера-героя Павлик Морозов превратился в имя нарицательное предателя, доносчика. Мол, донес на родного отца ради туманных идеалов, вот что делает с детьми коммунистическая пропаганда. В девяностых как раз еще активно муссировались эти темы, потом стали потихоньку забывать, но мы-то помним.
На самом деле, в процессе Павлика Морозова многое осталось неясным. Факт заключается в том, что его отец Трофим Морозов, председатель сельсовета села Герасимовки, за взятки выдавал «кулакам» — зажиточным крестьянам — справки о том, что их «раскулачили», то есть, передали излишки имущества в коллективное пользование. Есть версия о том, что Павлик сам заявил на отца в следственные органы, другие указывают на то, что он не подавал заявления, но свидетельствовал на суде против отца, в третьем же варианте даже его свидетельства не были приняты во внимание суда ввиду малолетства Павлика. Так или иначе, улик против Трофима Морозова хватало и без показаний сына.
О приверженности Павлика Морозова идеалам коммунизма известно со слов его учителей. Он свято верил в идеалы Октября и пионерский отряд стал ему вторым домом. Между прочим, до того, как занять должность председателя сельсовета его отец Трофим воевал за красных в Гражданской войне, даже был командиром младшего звена. Время и нужда, однако, меняют людей.
Ясно, что на суде против отца Павлик Морозов каким-то образом выступил, публично от него отрекаясь. Дело в том, что пресловутая его речь известна в двенадцати вариантах, и ни один из них нельзя назвать полностью достоверным. Однако же, уходя от деталей, все обстоит именно так: идеалы революции для Павлика Морозова были выше, чем родной отец.
Родной отец, кстати, к тому времени сильно пил и жил с другой женщиной, особого участия в судьбе сына не принимая. Возможно, если бы Трофим Морозов был хорошим отцом, выкрика Павлика на суде не было бы. А возможно, и был бы. Об этом остается лишь гадать, у истории нет сослагательного наклонения.
Читайте также
Анна Долгарева о русской революции
А потом Павлика вместе с девятилетним братом Федей убили, когда он пошел в лес за ягодами. В убийстве принимали участие дед Павлика по отцу Сергей, бывший жандарм (работник ФСИН на пенсии, как мы бы сказали сейчас), его жена Аксинья, дядя Арсений Кулуканов и 19-летний двоюродный брат Данила. Инициатором был Арсений Кулуканов — тот самый «кулак», против которых так яростно восставал Павлик.
В разговоре со следователем мать Павлика и Феди Татьяна описала дальнейшее так:
— 6-го сентября, когда моих зарезанных детей привезли из леса, бабка Аксинья встретила меня на улице и с усмешкой сказала: «Татьяна, мы тебе наделали мяса, а ты теперь его ешь!»
Кулуканова и Данилу расстреляли, дед Сергей и бабка Аксинья умерли в тюрьме. А Павлик стал легендой, мальчиком-героем, символом коммунизма и нового времени, символом самоотречения во имя идеалов.
Это непреходящий сюжет: отречься от родной крови ради высшего блага. Так в Ветхом Завете Бог повелевает Аврааму принести в жертву родного сына Исаака, и Авраам повинуется: только в последнюю минуту Господь его останавливает. Поэтому такой сильной была история Павлика, маленького мальчика из нищей семьи, оставленного отцом и верившего только в идеалы коммунизма.
Ну, а после перестройки, как водится, с героев стали снимать сияющие нимбы. Павлик в этом вопросе был одним из самых ярких примеров: из героя он превратился в абсолютное зло, воплощение предательства, хтоническое чудовище коммунизма.
Если же рассматривать эту историю отстраненно и с мировоззренческой точки зрения, хтоническим в этой истории, уж скорее, предстает темный деревенский уклад, с его отказом от грамоты (дед пытался запрещать Павлику учиться), с его звериной жестокостью, сладковатым душком исконного родоплеменного уклада. Пионерский отряд, школа, грамота, Павлик — это, скорее, солярные элементы.
Ну, а если не рассматривать Павлика ни как нового Авраама от коммунизма, ни как воплощенное отрицание кровных уз, то, повторимся, это жестоко убитый четырнадцатилетний мальчик, который любил мать и не любил бросившего семью пьющего отца, четырнадцатилетний мальчик, горячо хотевший учиться и строить новое будущее, четырнадцатилетний мальчик, зарезанный в лесу вместе с девятилетним братом.
А с отцом его, кстати, потом все нормально было. Он проработал в лагерях три года и вернулся домой с орденом за ударный труд при строительстве Беломорско-Балтийского канала. Поселился в Тюмени. Не захотел почему-то возвращаться в родную деревню, где его отец убил его сына.
Анна Долгарева