Черная пятница — все оттенки ночи шопоголиков
23.11.2018, 16:10
Фото: www.globallookpress.com
Бум ночи распродаж зародился в США — там супермаркеты практически заставляют клиентов с ночи выстраиваться в очереди, чтобы в момент открытия они ворвались в зал и опустошили полки.
Происхождение термина
Впервые о ежегодных распродажах сразу после Дня Благодарения, в последнюю неделю ноября заговорили в 1966-м в Филадельфии. Происхождение самого термина — Черная пятница или Black friday — связано с бухгалтерскими отчетами, а именно идиомой «in the black», которая переводится как «положительный баланс». Убытки же финспециалисты помечали красными чернилами — in the red.
Правда, некоторые источники указывают, что еще в 1951 году журнал Factory Management and Maintenance опубликовал материал о странной тенденции — сразу после Дня Благодарения крайне работники брали отгул якобы по болезни, а сами отправлялись в захватывающий четырехдневных шопинг, за товарами со скидкой. И примерно в это же врем термин «Черная пятница» стали использовать полицейские, характеризуя мертвые пробки, которые традиционно случались в пятницу после Дня благодарения.
Во многих западных странах именно с Черной пятницы стартует традиционный сезон рождественских распродаж. По статистике, именно на период между Черной пятницей и Рождеством приходится 20% всей розничной торговли в США. Размер скидок колеблется от 30 до 90 процентов. И люди охотно закупаются подарками — для себя, семьи и друзей.
Первая распродажа Вулворта
Грандиозным скидкам американцы обязаны родоначальнику Черной пятницы — Фрэнку Вулворту. Это именно он, еще в конце XIX века и придумал распродажи. В то время неразговорчивый парень из глубинки работал помощником продавца в лавке города Ланкастер. Тогда в магазинах не было принято устанавливать на товары ценники — продавец должен был выяснить платежеспособность клиента и назвать ему подходящую цену. Замкнутому и необщительному Вулварту, конечно, не очень нравился такой расклад, и когда главный продавец был в отъезде, молодой человек решился на отчаянный эксперимент. Он сложил весь сезонный товар на прилавок, а рядом поставил табличку «Все по пять центов». И это был успех. В итоге Вулворт создал крупнейшую розничную сеть начала XX века — Woolworth.
Цвет распродажи черный
Традиция устанавливать максимальные скидки сразу после Дня Благодарения, увы, имеет и мрачный оттенок. С 2006-го в Соединенных Штатах было зарегистрировано десять смертельных случаев и 111 травм среди тех, кто пытался закупиться в Черную пятницу. Накануне дня суперраспродаж американцы даже берут мини-отпуска, чтобы занять очередь в магазин. Некоторые даже ночуют у дверей.
Из-за давки, по сути, искусственно создаваемой крупными магазинами, шансы толпы добраться до аварийных выходов и пожарных лестниц в случае ЧП значительно уменьшаются. С 2005-го для США Черная пятница — самый длинный и тяжелый торговый день, в который довольно часто происходят трагедии.
Читайте также
Драки, бойни и погромы: Пятый канал публикует первые видео со всемирной распродажи «Черная пятница»
В 2008-м двухтысячная толпа покупателей в деревне Валли-Стрим дожидалась открытия дверей местного супермаркета Walmart. Люди начали собираться еще в девять вечера накануне. В пять утра, незадолго до назначенного открытия, толпа сломала двери и ринулась к прилавкам. 34-летний охранник, в чьи обязанности входило следить за дверями, был затоптан насмерть обезумевшими шопперами. Когда прибывшие на место полицейские попыталась пройти к пострадавшему, покупатели продолжали ломать двери магазина — несколько стражей порядка в тот день получили травмы. Пострадала и беременная женщина, которая также решила отправиться на охоту за дешевыми товарами. Но на этом Черная пятница — 2008 не закончилась. В тот же день в калифорнийском магазине Toys «R» Us в городе Пальм-Дезерт два человека были застрелены прямо у прилавка, в борьбе за игрушки.
В 2010-м, также в магазине Toys «R» Us, но уже в городе Мэдисон, женщина угрожала пистолетом другим покупателям, лишь бы побольше «урвать». Полицейские задержали ее уже за пределами магазина. А в торговом зале детского магазина Toys for Tots магазинный вор заколол солдата морского резерва, когда тот попытался предотвратить кражу. Еще несколько инцидентов произошли в штатах Индианаполис, Флорида и Нью-Йорк без летальных исходов.
В 2011-м женщина, которая пришла в Walmart в Портер Ранч (пригород Лос-Анджелеса) с двумя детьми, была очень расстроена, что не смогла получить подешевле Xbox 360 и в ярости распылила перцовый баллончик в супермаркете. 20 человек получили незначительные травмы.
В 2012-м двое покупателей были застрелены на парковке Walmart в Таллахасси. В следующем году, уже в Лас-Вегасе пулю в ногу получил мужчина, который забрал последний большой телевизор.
25 ноября 2016-го рядом с магазином Macy's store в Нью-Джерси был застрелен 21-летний Дэймонд Котман. Озверевший преступник выпустил несколько пуль во внедорожник. Ранения получил еще и брат Котмана.
Несмотря на огромное количество инцидентов, американские предприниматели активно «экспортируют» Черную пятницу и в другие страны. Так в России «праздник шопоголика» впервые прошел в 2010-м. Однако покупатели заметили, что для многих магазинов эта акция — лишь способ обмануть покупателя. В начале ноября они повышали цены, а к Черной пятнице рекордно их обрушали, чтобы смотрелось эффектно. Но хитрецов быстро раскусили.
К счастью, в России Черная пятница куда в меньшей степени ассоциируется с травмами, нежели, например, в Великобритании, где Национальная служба здравоохранения активизирует специальные программы и увеличивает количество коек в больницах на случай увеличения потока пациентов в день суперраспродаж.
Несмотря на, казалось бы, очевидную травмоопасность, в той же Индии, с 2012-го по 2017 год в восемь раз увеличилось количество пользователей, искавших в интернете информацию о местах проведения Черной пятницы.
В Германии продавцы и вовсе пошли на поводу у покупателей — там Черная пятница проходит целую неделю. А вот в Австралии Черная пятница активнее продвигается через интернет-магазины. Там осознали, что закупаться дома и проще, и безопаснее, ввели хэштег #osublackfriday и приписывали его к самым выгодным предложениям.
Очевидно, что нет ничего плохого в том, чтобы купить нужную вещь дешевле, но большинству людей крайне сложно себя сдерживать, когда речь идет о многократной выгоде. И тут уже не важно, что брать, потом ведь можно перепродать или подарить. В омут человеческих страстей шопоголизма покупателей толкают крупные торговые корпорации. Увы, они не в силах обеспечить безопасность во время Черных пятниц. Возможно, это и не нужно самим покупателям, которые в порыве азарта готовы даже убить за тостер или кофеварку с 80-процентнойц скидкой.