«Из ног в ноги»: Откровенное интервью легендарного Андриса Лиепы
07.11.2018, 5:00
Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин
Знаменитый солист балета Андрис Лиепа откровенно рассказал Пятому каналу о современном театре, его нравах, общественных переменах, интригах и работе в Латвии, Украине, России и США.
О Майе Плисецкой, современном балете в России и его конкурентах
Андрис Лиепа вспоминает, что знаменитая прима балета Майя Плисецкая придавала огромное значение вкладу молодых артистов в творческую среду российского балета. По его словам, она всегда просила его в концерты приглашать молодежь. Наряду с мэтрами в зале собирались молодые артисты, которым было по 23-25 лет. Лиепа говорит, что Майя Плисецкая их всегда с огромным энтузиазмом встречала. При этом считала, что серьезную конкуренцию может российскому балету составить не столько западный, сколько восточный.
— Она всегда восхищалась тем, как движется азиатский балет! Говорила, что китайцы, корейцы, японцы способны скоро завоевать весь пьедестал на наших конкурсах. Ее волновало, что русский балет иногда сдает позиции по отношению к азиатскому.
О Большом театре после ремонта
Андрис Лиепа жалуется: после ремонта в Большом театре пропал дух, который ценили старые артисты. Сам он, по его словам, более современный человек: отдавая себе отчет в том, что ремонт — это необходимо, он чувствует себя там нормально. Но многие артисты не чувствуют себя в «своем» театре, входя в обновленный Большой.
— Я Большой театр люблю. Я понял, что многие вещи, которые были связаны с ремонтом, они исчезли. Мы очень любили эти вещи. Мы любили залы, в которых мы репетировали. Там действительно был какой-то дух — в тех гримерных, в которых мы раздевались, а до нас раздевались Уланова, Семенова, Шаляпин. К сожалению, все это исчезло.
Об интригах в балете, врагах отца и «красной нити» Ташкента в судьбе
Интриги и соперничество — это нормально для актерской среды, уверен Андрис Лиепа. Он в этом убедился еще в юности: будучи сыном знаменитого танцора Мариса Лиепы, Андрис с детства насмотрелся на закулисные игры в театре.
— Я родился в творческой семье. И по наследству к нам перешли не только друзья отца, но и враги, завистники. Это нормальное явление, в целом, в театре по-другому нельзя. Соперничество иногда перерастает в интриги. Я в этом родился, поэтому для меня ничего странного в этом нет.
…Вдруг я вспомнил такую интересную историю. Четыре года проработав в Большом театре, я говорил с отцом и сказал ему: «Папа, я готов уехать, я готов танцевать где угодно, хоть в Ташкенте». Почему я назвал Ташкент, я не знаю, наверное, потому что я там никогда не был. А он, кстати, был. И сейчас я поехал в Ташкент и ставлю там спектакль, и у меня всплыла эта ситуация. Я прожил огромную жизнь, с двадцати четырех лет прошла уже почти половина жизни, и тут я вспомнил этот момент. А Ташкент очень понравился.
Об истинных причинах работы в США, Барышникове и пике карьеры
Обстоятельство, которое в свое время вынудило Лиепу отправиться выступать в Соединенные Штаты — нехватка работы и нехватка выступлений. Это было обусловлено объемом труппы в 250 человек. Артисты стояли в очереди к сцене. А Лиепа мечтал танцевать много, и его мечта сбылась.
— Я уехал, потому что мне было мало работы. То есть, я за восемь лет работы в Большом театре станцевал шесть раз «Лебединое озеро». Три раза «Спящую красавицу». Я стоял в очереди, а передо мной стояло восемь замечательных артистов, которые тоже хотели танцевать. А театр у нас был оперно-балетный.
Когда я приехал в Америку, к Михаилу Барышникову, у него был балетный театр. То есть, такой, что показывает только балет. И я за три месяца станцевал 46 «Лебединых». Это был пик моей карьеры, мне хотелось танцевать много, и я свою мечту осуществил.
О залоге творческого успеха и преемственности
Залог успеха — работа, считает Андрис Лиепа. Работа и преемственность поколений: ведь специфика балетного мастерства такова, что передается она от учителя к ученику.
— Наша профессия передается из ног в ноги. Ее просто выучить нельзя. Можно научиться играть на гитаре по самоучителю. Можно научиться играть на фортепиано. У нас, к сожалению, надо все равно передать от кого-то кому-то.
О латвийской русофобии и об узбекском потеплении
Андрис Лиепа — Народный артист России, но, кроме того, в 1999 году Сейм Латвийской Республики присвоил ему за особые заслуги гражданство Латвии. Сам Лиепа огорчен антироссийскими настроениями в Прибалтике, но считает их временным явлением.
— Я не знаю, что происходит. Мне кажется, это просто такое веяние. Отношения никогда ровно не идут. Мне кажется, что после отчуждения должно идти потепление. Сейчас я приехал в Ташкент и вижу, какое потепление у Ташкента с Москвой. Я не знаю, как было раньше, но я вижу, как все рады тому, что стало легче, лучше. Та же ситуация с Грузией. Я поехал и поставил в Грузии «Жар-птицу». Мы, артисты балета, всегда на пике, мы чувствуем все эти политические повороты на себе. Когда все доходит до какого-то дна, то дальше идет потепление.
Об украинской автокефалии и Майдане
На ситуацию на Украине Андрис Лиепа смотрит с болью. Он признается: очень любил Киев до государственного переворота и воспринимал свой мир и цветущие каштаны украинской столицы как единое целое. Отделение украинской православной церкви в автокефалия тоже огорчают Лиепу, но он все так же считает: рано или поздно маятник качнется в обратную сторону и разобщенные народы бывшего СССР примирятся.
— Сейчас очень многие возвращаются мыслями к революции, потому что мы как раз отмечали столетие революции, и все понимают, какая это трагедия, как государство попросту погибает. Многие люди лишаются родины, страны, брат на брата восстает, верующий на неверующего. Те примеры истории надо хорошо изучать, чтобы не повторять.
Материал Анны Долгаревой и Евгения Новикова