США, Франция, Россия — 7 самых страшных техногенных аварий в метрополитене

, 17:58

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Вечером 23 октября в римской подземке произошло обрушение эскалатора метро. В результате ЧП пострадали около 30 человек — все они получили травмы различной степени тяжести.

Среди них были и россияне, все они — футбольные болельщики, приехали поддержать ЦСКА в матче с «Ромой». До сих пор восемь наших соотечественников находятся в больнице.

Даже если не рассматривать теракты в метро, катастрофы в подземке часто оборачиваются большим количеством жертв. В разные годы в ходе техногенных аварий в метрополитенах гибли сотни человек.

© РИА Новости / Данило Гарчиа Ди Мео

Авария в парижской подземке

10 августа 1903 года машинист перегонял пустой поезд между станциями «Менилмонтан» и «Куронне». Один из его вагонов загорелся. Все могло обойтись: людей там не было, локомотив был успешно отцеплен. Но задымление было таким сильным, что машинист едущего следом поезда не разглядел горевшего вагона и на полном ходу врезался в него.

Часть людей погибла сразу, часть медленно умирала от отравления угарным газом в течение следующих суток — раньше пробиться к очагу возгорания не удалось. Пожарным пришлось взорвать туннель, чтобы прийти на помощь к пострадавшим через бреши в земле. Однако было слишком поздно, 84 человека скончались.

commons.wikimedia.org

Крушение на Мэлбон-стрит

Сто лет назад, в 1918 году американская подземка пережила первую крупную аварию в своей истории. Из-за Первой мировой войны в Штаты хлынул поток переселенцев, транспорта не хватало. Метрополитен срочно набирал новых машинистов. Вместо 60-часового курса им читали сокращенные лекции. Одним из новичков стал Эдвард Лучано, почти не имевший опыта — обучали его всего два часа.

1 ноября 1918 года на линии «Брайтон», которую Лучано совершенно не знал, ему предстояло везти состав из пяти деревянных вагонов. Первым шел тяжелый моторный, за ним два легких прицепных и в конце еще два тяжелых прицепных.

wikipedia.org

Вечером в час пик поезд подошел к новому S-образному туннелю на конечной станции. Лучано отставал от графика и торопился, чтобы его нагнать. Поэтому в туннель он въехал на скорости около 30 миль в час — это в пять раз выше максимальной рекомендованной. Вагоны сошли с рельсов и врезались в стену. Те, кто ехал в тяжелых моторных вагонах, в основном, выжили. А вот прицепные зажало между двумя моторными, люди сыпались на пути и четвертый, тяжелый вагон давил их… Почти все они погибли — 93 человека. Еще 50 тяжело пострадали. Сам Лучано остался цел и в состоянии шока просто ушел домой.

Пожар на станции «Кингз Кросс Сент-Панкрас»

18 ноября 1987 года в Лондонском метро загорелся эскалатор. Это произошло на станции «Кинг Кросс Сент-Панкрас», куда сходилось шесть линий подземки. По всей вероятности, один из пассажиров бросил на эскалатор зажженную спичку: тогда в метро еще можно было курить. Но ступени и боковины эскалатора были построены из дерева.

Когда прибыли пожарные, пламя было небольшим — всего-то размером с костер. Но под воздействием раскаленных газов, которые толкал перед собой огонь, двигаясь по ступеням эскалатора, этот костер превратился в огненный вихрь, который ворвался в вестибюль станции. Все произошло в считанные минуты. Погиб 31 человек, в их числе один пожарный. Еще около сотни были госпитализированы.

Christopher Newberry

Катастрофа в Бакинском метро

Эта трагедия стала крупнейшей аварией в метрополитене: погибло 286 пассажиров (среди них 126 женщин и 28 детей). Причиной стало возгорание двигателя одного из вагонов в час пик. Но основным виновником катастрофы все же стал человек, а не устаревшее оборудование.

Машинист поезда допустил роковую ошибку. Вместо того, чтобы дотянуть поезд до ближайшей станции «Нариманов», он остановил его в туннеле, сообщил об аварии и потребовал отключить контактный рельс. Началась паника. Вагоны пылали. Люди выбивали окна и двери, пытаясь выбраться в туннель, заполненный дымом. Большинство погибших задохнулись в давке — они умерли от отравления ядовитыми продуктами горения вагонной обшивки. Но и снаружи была настоящая газовая камера, а из-за плохой видимости пострадавшие не могли сориентироваться вокруг. Многие задохнулись, некоторые умерли от ударов током, пытаясь покинуть туннель. Кроме того, умерли и трое спасателей.

Температура горения была настолько высокой, что колеса электрички приварились к рельсам. Около 400 человек удалось эвакуировать. Травмы получили 270 из них.

Reuters

Кстати, некоторые полагают, что решение машиниста все же было верным. За два года до этого душевнобольной мужчина поджег горючую жидкость в одном из вагонов метро города Тэгу (Южная Корея). Машинист продолжил движение до ближайшей станции, в результате чего к жертвам добавились еще и пассажиры станции. И двери поезда он так и не открыл: пассажирам пришлось выбираться самостоятельно. Всего тогда погибли 196 человек.

Техногенная авария в Московском метро

15 июля 2014 года на Арбатско-Покровской линии между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» три первых вагона поезда сошли с рельсов.

По версии следствия, причиной стало то, что дорожные мастера неправильно закрепили стрелочный перевод для нового участка. Как заявили в СК РФ, стрелка была зафиксирована обычной проволокой толщиной в три миллиметра. Она предсказуемо порвалась, что и привело к трагедии.

© РИА Новости / Денис Гришкин

Погибли 24 человека, из них семь не были опознаны. Более сорока минут спасатели не могли войти в туннель, потому что сотрудники метро слишком медленно снимали напряжение с контактного рельса, согласуя каждый свой шаг. Многие люди выбирались самостоятельно, выбив окна и двери. Травмы получили 160 человек.

Анна Долгарева

Читайте нас в Дзен