«Гран Па в Белую ночь». Как город на Неве стал самой большой телевизионной декорацией в мире
06.04.2018, 14:09
Фото: Фото: musicseasons.org
В этом году ленинградское телевидение, и Пятый канал как его правопреемник, отмечает 80-летие. Одной из самых ярких страниц в истории вещания в Северной столице стал совместный советско-французский проект, который объединил две величайшие балетные труппы мира. Но, при этом, заставил заметно понервничать съемочную группу. Погода никак не хотела соответствовать планам постановщиков. Лето 1987 года выдалось невероятно холодным и по-ленинградски дождливым. Несколько недель съемочная группа готовилась принимать гостей. Все-таки знаменитый балет Мориса Бежара ехал на творческую встречу с не менее знаменитой труппой Кировского театра. Эта встреча должна была стать новым словом не только в балете, но и в истории телевидения. Дни и ночи под проливным дождем техники монтировали партикабли для нежной аппаратуры и сценические площадки для артистов. А вот на оформлении удалось сэкономить, ведь главной декорацией был сам город на Неве.
Июнь 87-го. Воздух едва прогревается до 10 градусов. А они — танцоры — в воздушных костюмах, а то и вовсе с голыми торсами репетируют под дождем. В перерывах уборщицы спешно протирают помосты. А артисты кутаются в платки и одеяла.
Фото: Пятый канал
Камеры и микрофоны были заботливо укутаны в дефицитные полиэтиленовые пакеты. Все ждали, когда диктор объявит — «В Ленинграде белая ночь, в Париже — вечер».
Фото: Пятый канал
Идею превратить Ленинград в одну огромную декорацию своим советским коллегам предложил французский телекомментатор Ив Мурузи, который оказался в городе на Неве. Гуляя по рекам и каналам, он заметил, — в белые ночи это всё выглядит словно симфония воды и камня. Логичным продолжением стал замысел объединить две прославленные труппы — бежаровский «Балет XX века» и балет ленинградского Кировского театра. Современность и классика должны были встретиться в самую загадочную ленинградскую пору, когда даже ночью не темнеет. А значит, никто не будет мешать съемкам. Они продолжались 10 дней. Участники съемочной группы из музыкальной редакции ленинградского телевидения с теплотой вспоминают легендарного хореографа. И уникальный опыт работы под открытым небом. Иосиф Волынский, оператор ленинградского телевидения, вспоминает:
«Идея вынести бежаровский танец, хореографию на фон Петербурга — это была удивительная находка. То, что это делалось не в театре, не на сцене, а именно в экстерьере: Летний сад, стрелка Васильевского острова, — это гениально. Сам по себе город, даже без Бежара, — что и говорить, — прекрасен. А когда в таком слиянии — Петербург и хореография Бежара — это вообще сказочно».
Творческим итогом стали три телефильма. И один большой телевизионный сборник «Гран Па в Белую ночь». Некоторые сцены не просто записывали на пленку, но и сразу транслировали в прямом эфире по каналам Интервидения. Балетный телемост соединял Ленинград с Францией и Италией.
Видео: Пятый канал
Морис Бежар долго мечтал о выступлениях в Советском Союзе. Это потом его и здесь признают гением, а среди советских балетоманов Бежар будет чтиться как самый лучший зарубежный хореограф. Для Майи Плисецкой он поставит персональный балет. Под его диктовку, не опасаясь карьерных последствий, танцевать будут великие Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Но он всегда будет припоминать слова министра культуры Екатерины Фурцевой, которая долго отказывалась пускать скандального гения:
«У Бежара только секс да бог, а нам ни того, ни другого не надо», — я-то думал, что это одно и то же…» — с горькой улыбкой вспоминал балетмейстер.
Оказавшись в Ленинграде в конце 70-х, он был поражен красотой города, особенно оформлением рек и каналов, — и еще не раз приезжал сюда с гастролями. Его балет, который продолжает традиции покойного основателя, и сейчас бывает в Петербурге с редкими спектаклями. А тогда Морис Бежар вдохновлялся возможностью развернуться на безразмерной сценической площадке. Его режиссерским креслом становились даже ступени дворцов. На эту постановку у Бежара были большие планы. Ему казалось — телевизионный балет в белую ночь перевернет представление об искусстве.
Фото: musicseasons.org
«Для меня встреча с Олегом Виноградовым — огромное событие в жизни. Особенно важно, что мы работаем совместно. Мои артисты работают с ним и его хореографией. Его труппа танцует под моим руководством. Французские и советские артисты впервые работают вместе и это будет шаг вперед в развитии искусства», — говорил Бежар.
Вместе с Олегом Виноградовым, главным балетмейстером Академического театра оперы и балета им. Кирова, Морис Бежар лично руководил съемочным процессом. Оба творца заметно нервничали. Ведь на такую грандиозную телепостановку до них еще никто не решался. Хрестоматийным кадрам со стрелки Васильевского острова предшествовал такой режиссерский крик, что слышно было от Петропавловской крепости. Но во время эфира всё зависело уже исключительно от танцовщика. Мишель Гаскар, казалось, изо всех сил старается сохранить равновесие, чтобы в танце не соскользнуть с мокрого покрытия.
Видео: Пятый канал
«Греческая сюита» в дельте Невы. Эти кадры без преувеличения потрясут зрителя. Дальше технику переместят к Казанскому собору. Прямо у знаменитой колоннады советская прима Ольга Ченчикова станцует «Нашего Фауста» в постановке Бежара.
Видео: Пятый канал
Ленинградские танцовщики сполна ощутят на себе творческий метод прогрессивного хореографа. Артисты у него в шахматы, например, играли.
Фото: Пятый канал
А Фарух Рузиматов у Инженерного замка станцевал под аккомпанемент взрывов и выстрелов. На фоне тогдашних погод и не понять было, где оркестр изображает события французской революции 1830-го, а где сама природа подыгрывает.
Видео: Пятый канал
Тогда Рузиматов только-только оказался в статусе премьера Кировского балета. Сейчас он вспоминает, что работать с Бежаром было непросто, но крайне почетно. Первые репетиции были без хореографа. Танцовщиками он руководил на расстоянии, через своего ассистента. А приехав, мог всё изменить. Несмотря на съемки — это была сплошная импровизация. Но артисты не замечали невзгод. И режиссерский гнев, и проливной дождь — всё было в радость.
Видео: Пятый канал
«Танцевать Бежара это счастье было. Эйфория. Такие мелочи как холодная погода не запоминаются. Мы работали с ассистентом. Он показывал порядок. Была непростая работа. Более того изнурительная. Ассистент делал всё со слов Бежара. Бежар умел вытащить из артиста балета все его максимальные возможности», — вспоминает Фарух.
Площадки для балетного телепроекта расположились по всему городу. Когда требовалась настоящая сцена — использовали интерьеры Кировского театра или перемещались в БКЗ «Октябрьский». Похоже, всё решалось на ходу. И чтобы съёмки проходили не при пустых залах, в спешке прямо на печатных машинках под копирку настукивали приглашения и программки, полные ошибок.
Фото: imgprx.livejournal.net
На съемки приглашали заядлых ленинградских балетоманов. Пускали прямо по театральным абонементам. Тут надо было внимательно следить за перемещениями съемочной группы. Ведь телефильм снимали не только у знаменитых памятников, во дворцах и парках. Одну из сцен записали в довольно отдаленном от основных достопримечательностей Лопухинском саду. Зато рядом с телецентром на улице Чапыгина — технику далеко возить не пришлось. По удивительному совпадению камеры расставили у здания, откуда в 1937 году ленинградский опытный телевизионный центр транслировал первую в истории отечественного телевидения постановочную передачу. Спустя ровно полвека окрестности телестудии по замыслу Бежара стали райским садом.
Фото: Соцсети
Некоторые сцены в фильме запомнились и благодаря не по-театральному кричащим костюмам. Одну из новелл, которую Бежар придумал уже в разгар процесса, сняли прямо с колес. В нарядах, поразительно напоминающих русские народные одежды. Оказалось, это не работа театральных мастерских. А настоящий Версаче.
Видео: Пятый канал
Так знаменитый дизайнер и большой друг Мориса Бежара Джанни Версаче вдохновлялся новым для себя миром. И, очевидно, готовился к завоеванию нового, перспективного рынка. Кто бы мог подумать, именно здесь состоятельным модницам так полюбятся его смелые сочетания на грани. А ведь всё пошло от этого балетного костюма под названием «Матрешка».
Фото: i.pinimg.com
Под занавес холодной войны Морис Бежар видел в своей ленинградской постановке не только культурную, но и миротворческую миссию.
«Зачем спорить, когда можно просто танцевать?» — обращался он к зрителям по обе стороны железного занавеса, который вот-вот поднимут.
Видео: Пятый канал
«Танец — универсальный язык общения. Когда я танцую в Париже, Лос-Анджелесе, Токио, Сиднее и Буэнос-Айресе я чувствую, что реакция у всех людей одинаковая. В определенный момент они удивляются, радуются, плачут, восхищаются формой танца — абстрактной или эмоциональной. Танец — это фантастический язык, который является связью между народами и культурами», — продолжал балетмейстер.
Под вдохновением от работы в городе на Неве Морис Бежар поставит свой самый классический балет «Воспоминание о Ленинграде» на музыку Чайковского. Туда же перекочуют и ставшие теперь знаменитыми «русские» наряды от Версаче.
Видео: Пятый канал
Потом не станет ни Ленинграда, ни Версаче. Умрет от СПИДа фаворит Бежара Хорхе Донн, который под занавес телепроекта вместе с Фарухом Рузиматовым танцевал прямо в студии телецентра. Для съемок прощальной сцены в первом павильоне на Чапыгина, 6 собрались все участники совместного телевизионно-балетного проекта. И в пляс пустились тоже все вместе. Без режиссуры и репетиций.
Ян Воскресенский