Восьмая годовщина авиакатастрофы под Смоленском и новые польские версии
10.04.2018, 21:55
Фото: zpravy.aktualne.cz
Восемь лет назад под Смоленском произошла трагедия: разбился самолет, на котором из Варшавы летел президент Польши Лех Качиньский. Погибли все 96 человек, находившиеся на борту, включая главу государства и его супругу. Следствие давно проведено, но польская сторона каждый год ближе к этой дате преподносит новые потенциальные версии произошедшего, — одна нетривиальное другой, — используя трагедию для внутриполитических интриг и внешнеполитических спекуляций. Вот и сегодня заголовки новостных лент пестрят сообщениями о том, что польская комиссия по расследованию Смоленской катастрофы в очередной раз пришла к выводу, что причиной гибели пассажиров был взрыв на борту, генпрокуратура Польши опять продлила следствие и назначила новый срок его завершения, зато в Варшаве, наконец, спустя 8 лет открыли памятник жертвам авиакатастрофы.
День 10 апреля 2010 года был пасмурным. Над Смоленском был густой туман и низкая облачность. Диспетчер аэропорта Смоленск-Северный предупредил снижающийся самолет о плохих погодных условиях: в частности, о том, что из-за них не смог произвести посадку российский транспортник Ил-76, которому пришлось вернуться в порт вылета. Самолету с президентом Польши было предложено совершить посадку в Минске или Витебске (впрочем, витебский аэропорт не работал).
Источник: архив Пятого канала
Несмотря на предупреждение об отсутствии условий приема, экипаж принял решение о посадке. В результате, самолет крылом задел деревья возле взлетно-посадочной полосы и потерпел крушение.
Источник: архив Пятого канала
«Пилоты снижали машину чересчур быстро. На первом радиомаяке самолет должен был находиться на высоте 300 метров, а он был на высоте 426 метров. Уже тогда пилоты должны были сознавать, что у них нет шансов правильно зайти на посадку. Экипаж решил уйти на второй круг, но было уже поздно. Самолет находился слишком близко к земле», — говорит Михаил Сетлак, публицист, независимый эксперт в области авиации.
Источник: Пятый канал
В тот же день президентом РФ была создана правительственная комиссия во главе с премьер-министром. Поляки предпочли вести параллельное независимое расследование.
Источник: архив Пятого канала
Для проведения технического расследования обстоятельств авиакатастрофы была образована совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Министерства обороны Российской Федерации. В комиссии МАК работали 25 польских специалистов.
Источник: архив Пятого канала
Выводы МАК были однозначны: причиной катастрофы стали неверные действия экипажа. Командир самолета принял решение о заходе на посадку в погодных условиях, которые были значительно ниже метеорологического минимума аэродрома. При заходе на посадку самолет приблизился к земле значительно больше, чем на минимальные (по правилам) 100 метров и игнорировал предупреждения аэродрома.
Источник: wikimedia.org
Кроме того, было установлено, что в кабине пилотов присутствовал главнокомандующий ВВС Польши генерал Анжей Бласик. Комиссия считает, что он оказывал психологическое давление на летчиков. Это подтверждается расшифровками записей с самолета: на них слышно, как посторонний, присутствующий в кабине, говорит: «Он взбесится, если еще… (нрзб)». В это время командир экипажа Аркадиюш Протасюк произносит: «Если мы не сядем, меня убьют». Происходит это за сорок секунд до катастрофы.
Источник: zpravy.aktualne.cz
Кроме того, по выводам МАК, в крови Бласика было выявлено 0,6 промилле алкоголя. Это соответствует состоянию легкого опьянения — для такой дозы достаточно выпить 2 бутылки пива, 200 грамм вина или 100 грамм водки. В Польше эта информация вызвала предсказуемое возмущение.
«Этот доклад у нас не заслуживает доверия. Он наполнен анти-польской пропагандой. Некоторые выводы противоречат законам физики. Там много лжи. Например, что в теле генерала Бласика якобы нашли алкоголь», — считает Адриан Станковский, публицист Gazeta Polska Codziennie.
Источник: Пятый канал
Надо сказать, первоначальные показания знакомых Бласика, опознавших его на пленке, через несколько лет были опровергнуты другими его знакомыми. А расследование катастрофы, предпринимавшееся в Польше, ознаменовалось попытками самоубийств причастных к этому лиц. Одно из них не удалось, а второе — вполне.
В январе 2012 года полковник военной прокуратуры Миколай Пшибыл, занимавшийся расследованием, собрал пресс-конференцию, пообещал до конца защищать честь офицерского мундира, объявил перерыв и, оставшись в одиночестве в своем кабинете, выстрелил себе в голову. Он выжил: по его словам, в момент выстрела его голова дернулась на шум из соседней комнаты и пуля прострелила только щеку. Позже он заявил о давлении, которое оказывалось на него, угрозах, которые поступали в его адрес и даже об убийстве своей любимой собаки — все это из-за расследования о коррупции в армии, которое он вел.
Источник: Reuters
Но в октябре того же года произошло еще одно самоубийство. Повесился при странных обстоятельствах бортинженер самолета Ремигиуш Мусь, который прибыл в Смоленск заранее и давал показания о том, что видел на месте аварии. Мусь считался ключевым свидетелем. Жена нашла его в подвале. Предсмертных писем он не оставил, однако, по мнению польской полиции, об убийстве речи не шло.
Тем не менее, поначалу польская комиссия пришла примерно к тем же выводам, что и российская: экипаж совершил ошибку, попытавшись пойти на посадку.
Источник: архив Пятого канала
Единственным осужденным по делу пока что является бывший заместитель руководителя Бюро охраны правительства генерал Павел Белавный. Он занимался организацией визита Качиньского в Смоленск и в 2016 году. Получил полтора года тюрьмы условно — за сознательный отказ от исследования аэропорта в Смоленске сотрудниками службы безопасности, а также за то, что маршруты передвижений Качиньского 10 апреля 2010 года не были изучены.
В 2015 году польская сторона также предъявила обвинения двум россиянам — сотрудникам аэродрома. Один обвинялся в том, что создал непосредственную опасность в воздухе, другой — в неумышленном доведении до катастрофы. По мнению поляков, российские диспетчеры должны были категорически запретить президентскому самолету садиться.
Источник: blesk.cz
В январе 2018 года комиссия Министерства обороны Польши заявила, что причиной катастрофы был теракт. «Левое крыло самолета „Ту-154М“ было разрушено в результате взрывов изнутри, источников взрывов было несколько», — заявил эксперт в области исследования авиационных происшествий Фрэнк Тейлор. По его мнению, именно взрывы, а не столкновение с березой, оказалось причиной разрушения крыла. Кроме того, в польском Минобороны ссылаются на запись одного из видеорегистраторов, оказавшуюся в их распоряжении, и указывающую на взрыв. Следственный комитет России считает подобные заявления необоснованными.
Впрочем, это не первая поражающая своей изощрённостью конспирологическая версия. Вскоре после катастрофы журналист Валдис Крауклис в статье «Кто убил президента Польши?» намекнул, что извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль очень удачно отвлекло внимание после падения борта с Лехом Качиньским и вполне серьезно рассказал о секретной военной базе России, на которой проводятся эксперименты по управлению землетрясениями.
Источник: wulkano.cz
Подозревали в причастности к крушению и польского премьера Дональда Туска, который стал президентом после Качиньского. Как минимум в моральной ответственности его обвинил брат Леха Качиньского Ярослав. Да и отчет правительства Туска по авиакатастрофе, как заявил в апреле 2016 года министр обороны Польши Андрей Мацаревич, был полностью сфальсифицирован.
Версия о теракте является свежей и достаточно внезапной: ведь все предыдущие комиссии однозначно указали на отсутствие взрыва на борту самолета. С уверенностью можно сказать одно — в следующем году ближе к очердной годовщине катастрофы, с учётом сложившейся тенденции, от польской стороны можно смело ожидать новой нетривиальной версии.
Анна Долгарева