Он снимал на злобу дня, невзирая на запреты. Александру Митте — 85
28.03.2018, 16:25
Фото: архив Пятого канала
Сегодня восемьдесят пять лет исполняется культовому режиссеру Александру Митте, создавшему такие шедевры советского и российского кинематографа как «Гори, гори, моя звезда», «Экипаж», «Граница: Таежный роман».
Александр Митта — настоящая его фамилия была Рабинович — родился в Москве в 1933 году. Ему было четыре года, когда его мать была арестована. Следующие десять лет ей пришлось провести в лагерях. Он потом рассказывал, что первое время после ареста матери казалось ему счастливым: отец приходил домой, не задерживаясь на работе и читал ему книжки вслух. Даже после освобождения мать Митты не смогла жить с семьей и поселилась под Тулой. Через два года она покончила с собой. Позже он посвятил теме репрессий фильм «Затерянный в Сибири».
Кадр из х/ф «Затерянный в Сибири», реж. Александр Митта, 1990 год
В 1955 году Митта поступил на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую Александра Довженко. Позже он учился вместе с Андреем Тарковским. Во время учебы подрабатывал иллюстратором — рисовал карикатуры для журнала «Крокодил». Тут ему и посоветовали сменить фамилию на псевдоним: несколько «чересчур» звучало «карикатурист Рабинович».
Фото: ТАСС
Будущую жену Александр Митта увел из семьи: она была детской художницей, а Митту попросили написать текст к ее книжке. К тому же, коллегам не нравился муж Лилии, Игорь Майоров, корреспондент газеты «Правда». Завертелся роман, вскоре о нем стало известно всем. Игорь счел, что Лиля перебесится и вернется, стерег ее, но однажды она встретила Александра в магазине, отправила мужа на кассу, и больше никогда не вернулась к нему.
Фото: ТАСС
Лилия выбросила застарелый хлам из комнаты Митты, и у него началась совсем новая жизнь. В ней была дружба с Юрием Визбором и Владимиром Высоцким, бесконечные встречи и посиделки — с непременной бараньей ногой, которую запекала Лиля.
Фото: ТАСС
Дебютом Митты стал фильм «Друг мой Колька» — один из первых советских фильмов, который рассказал о том, как школьник конфликтует со взрослыми. «История о том, как власти ломают человека», — скажет Митта в одном из поздних интервью. Однако ЦК комсомола поддержал молодого режиссера и никаких проблем со съемками картины у него не возникло.
Кадр из х/ф «Друг мой Колька», реж. Александр Митта и Алексей Салтыков, 1961 год
«Колька» снимался вместе с Алексеем Салтыковым, а уже следующая картина «Без страха и упрека» была снята полностью Миттой. В 1967 году он снял фильм «Звонят, откройте дверь» — про девочку со взрослой драмой неразделенной в жизни. Он получил «Золотого льва» в Венеции на фестивале детского кино.
Плакат фильма «Звонят, откройте дверь»
Самой дорогой своему сердцу картиной Митта называл фильм «Гори, гори, моя звезда». Это трагикомедия рассказывает о режиссере, который в годы Гражданской войны пытается поставить пьесу о Жанне дʼАрк в небольшом городке. Посвящалась она памяти Мейерхольда.
Кадр из х/ф «Гори, гори, моя звезда», реж. Александр Митта, 1969 год
С детского кино он начал, а потом перешел к мелодраме, которую так не любили его коллеги. И советско-японский фильм «Москва, любовь моя» о короткой любви и смерти японской балерины снова был принят с воодушевлением. Черты мелодрамы носит и исторический фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». С Владимиром Высоцким, к тому времени уже много лет дружившим с Миттой и его женой.
Кадр из х/ф «Как царь Петр арапа женил», реж. Александр Митта, 1976 год
Мелодрамой является и первая часть фильма «Экипаж». Вторая, фильм-катастрофа, резко контрастирует с ней. В центре сюжета — Андрей Тимченко, командир экипажа, у членов которого происходят личные драмы в жизни. В конце фильма медкомиссия отстраняет Тимченко от полетов, а товарищи навещают его в госпитале. Но первоначальный финал был намного пронзительнее. Как утверждал в интервью «РГ» Митта, в его первоначальном замысле отстраненный от полетов Тимченко «лежит в больнице, но друзья его, вдруг, просят перегнать самолёт: лётчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую кабину, а там его фронтовые ребята — совсем не изменились с военных лет. Они кладут ему руки на плечи, он берёт штурвал — они взлетают, растворяются в небе. В следующем кадре снова больница и его дочка говорит: «Папа умер».
Поговаривали, что этот финал вырезали, побоявшись огорчить тяжело болевшего тому времени Леонида Брежнева.
Видео: youtube.com, пользователь: closeupru
Наступает перестройка. В 1990 году выходит фильм «Затерянный в Сибири», едва не получившая «Оскар». В 2001 году появляется картина, которая возрождает былую славу Митты — сериал «Граница. Таежный роман», который смотрят на просторах всего бывшего СССР.
Кадр из т/ф «Граница. Таежный роман», реж. Александр Митта, 2001 год
Сейчас Александр Митта преподает в киношколе. После снятого в 2013 году фильма «Шагал — Малевич», действие которого происходит после революции, режиссер не выпускал новых картин, но творческих замыслов не оставляет. В 2016 году он сыграл эпизодическую роль в переснятом Николаем Лебедевым фильме «Экипаж». В дальнейшем он планирует создать картину о двадцатых годах в России и о Куликовской битве.
Анна Долгарева