Зачем России на самом деле новое супероружие, и что оно в действительности из себя представляет?
08.03.2018, 9:32
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
То, во что так многие на Западе не хотели верить, теперь не просто свершившийся, но ещё и в очередной раз доказанный факт: Минобороны РФ провело учебно-боевой пуск гиперзвуковых ракет «Кинжал», способных поражать как авианосцы так и эсминцы, а также уже заключило контракт на производство системы «Авангард». Зачем же нужно России новое супероружие?
Начало начал
6 августа 1945 года — именно в этот день мир изменился навсегда. Именно тогда над японским городом Хиросима взметнулся ввысь ядерный гриб, унесший жизни десятков тысяч человек. В тот самый день стало ясно: атомная бомба — ключ к господству и, во имя сохранения жизни человечества, ключ этот не должен находиться в чьём-то единоличном владении.
Хиросима после бомбардировки
Фото: bigpicture.ru
Читайте также
Хиросима: 140 тысяч прерванных жизней — ради славы американского оружия
К счастью, о единоличном владении самым разрушительным оружием речь не шла уже тогда. США, решившиеся на страшный эксперимент над людьми, прекрасно понимали, что они вовсе не единственная держава, обладающая новой технологией. Так со временем и сформировалась своеобразная система взаимного удержания — государства «Ядерного клуба» не раз садились за стол переговоров, чтобы убедиться: все они осознают страшную и разрушительную «силу атома». Было соглашение о нераспространении ядерного оружия, были переговоры в Хельсинки, был договор ПРО… Но уроки истории иногда забывают, а иногда предают…
Читайте также
Как спастись во время ядерного удара? Мифы и реальность
Забытые уроки
Договор между США и СССР об ограничении систем противоракетной обороны был подписан 26 мая 1972 года. Это были долгие и сложные переговоры, результат которых казался шагом в сторону мира и доверия. Договор зафиксировал обязательство сторон отказаться от создания, испытания и развертывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами, а также не создавать системы ПРО на территории страны.
Страны НАТО и ОВД
Фото: wikipedia.org
Но, спустя всего 11 лет после подписания договора, в 1983 году президент США Рональд Рейган распорядился начать новый цикл разработок в области стратегической противоракетной обороны. Кабинет Рейгана предполагал, что развитие технологий за десять лет сделало возможным создание систем стратегической противоракетной обороны основанных на новых принципах, которые будут работать более эффективно.
Рональд Рейган, 40-й президент США
Фото: wikipedia.org
На деле это создавало дисбаланс в силовом паритете двух сверхдержав. В конце 1990-х военные аналитики США пришли к выводу, что соглашение по противоракетной обороне более не удовлетворяет интересам США. США совершили частичное нарушение договора по ПРО, передав на территорию Норвегии РЛС «Глобус-2», испытанную в качестве элемента ПРО, и задействовав её в феврале 2001 года. В том же 2001 году США объявили об одностороннем выходе из договора. Равновесие оказалось попрано.
Следующим этапом дисбаланса стало расширение НАТО на Восток в нарушение достигнутых ранее договорённостей. Европа (Германия, Румыния, Польша) стала покрываться сетью военных баз Альянса.
Карта хронологии вступления стран в НАТО
Фото: wikipedia.org
Читайте также
День рождения НАТО. Как альянс расширял границы, теряя совесть
На данный момент за пределами Штатов существует и успешно функционирует около 800 американских баз. На территории одной только Германии у США их 172. К 2015 году крошка-Япония, которая никак не может с комфортом разместить всех своих граждан, а увеличивать свои территории пытается за счёт искусственных островов, безропотно предоставляла место уже 113 американским военным базам. В Южной Корее — 80. Военные подразделения США базируются в 130 странах мира из 197 существующих.
Военная база в Рамштайне, Германия
Военный бюджет Вашингтона в наши дни в два с лишним раза превышает аналогичные бюджеты других стран НАТО вместе взятых. В 2016 году Америка потратила на нужды своей армии 611 миллиардов долларов. В 2017 году, согласно подписанному Дональдом Трампом 5 мая закону о финансировании правительства, на нужды Пентагона в оставшийся период было направлено 598,5 миллиардов долларов.
К нашим дням
Примеры из прошлого, пусть даже и недалёкого, из-за флёра истории кажутся оторванными от реалий и, как следствие, несущественными… Но современная действительность их лишь подтверждает.
Долгое время США не пытались легитимизировать своё вмешательство в политику третьих стран за счёт НАТО. Началось всё с войны в Персидском заливе в 1990—1991 годах, где НАТО в ходе операции «Буря в пустыне» лишь обеспечивало интересы США. В 1992 году Альянс вмешался в конфликт на территории Югославии, фактически лишь усугубив его. В 2011 году настал черёд Ливии. НАТО вмешалось в гражданскую войну. Воздушная операция фактически была направлена на поддержку оппозиции, выступившей против правительства Муаммара Каддафи.
Читайте также
Как американские солдаты 30 лет безжалостно и беспощадно распространяют «демократию»
Все эти примеры лишь подчёркивают милитаристскую агрессивную политику США и НАТО как их основного инструмента. А, по факту, это больше смахивает на «право силы» или банальный рэкет или разбой. Стоит Вашингтону заприметить у независимого государства что-нибудь интересное, — будь то нефть, газ, территория, или же наоборот, — противоречащие политике США интересы в торговле или международных отношениях, как это самое неугодное сверхдержаве независимое государство объявляется «мировой угрозой». И всё, дальше дело за малым — за предлогом.
И таким предлогом часто выступает примерещившееся оружие: ядерное или химическое. Так было с Ираном. Так было в Сирии. Да и бряцание оружием сегодняшней вашингтонской администрации по отношению к Северной Корее, очень здорово пугает своим апокалиптичным душком. А дело всё в дисбалансе и забытых уроках истории…
Читайте также
Лидеры США и Северной Кореи померились ядерными копками
Симметричный ответ
Наверное, вряд ли хоть у кого-то возникнет вопрос, почему ни одно государство и ни одно здравомыслящее правительство не захочет быть эдаким «мальчиком для битья» для бряцающего оружием забияки. И уж тем более не пристала такая роль для самого большого государства в мире. Ну, а коль уж очевидно, что дипломатического языка в Вашингтоне слышать не хотят, а понимают только те самые пресловутые системы сдержек и противовесов, очевидно и то, что как минимум для самосохранения симметричный ответ приходится давать. Тем более, что он у нас есть.
Фото: РИА Новости
Гиперзвуковые ракеты системы «Кинжал», которыми оснащаются модернизированные истребители-перехватчики, могут поражать авианосцы, эсминцы и крейсеры потенциального противника. Об этом в интервью газете «Красная звезда» заявил заместитель министра обороны России Юрий Борисов.
«Это класс высокоточного оружия, которое имеет многофункциональную боевую часть, позволяющую работать как по стационарным, так и по движущимся целям», — сообщил он.
Юрий Борисов, заместитель министра обороны России
Фото: ТАСС
Минобороны России наглядно продемонстрировало вышесказанное в рамках учебно-боевых запусков. Во время пуска были подтверждены тактико-технические характеристики и временные показатели ракетного комплекса.
«Пуск прошел штатно, гиперзвуковая ракета поразила заданную цель на полигоне», — рассказали в российском военном ведомстве.
Благодаря высоким летно-техническим характеристикам самолета МиГ-31 и гиперзвуковой аэробаллистической ракеты с малой радиолокационной заметностью и высокой маневренностью комплекс «Кинжал» не имеет аналогов в мире, отметили в Минобороны.
Гиперзвуковая ракета этой системы может преодолеть любую противоракетную оборону за считаные минуты. Комплекс способен с высокой точностью поражать как стационарные объекты, защищенные бетоном, в том числе подземные, так и подвижные в радиусе более 2 тыс. км.
Разработка гиперзвуковой ракеты высокоточного авиационного ракетного комплекса (РК) «Кинжал» шла параллельно с модернизацией истребителя-перехватчика МиГ-31, рассказал вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. Как он уточнил в Twitter, именно Миг-31 был выбран в качестве носителя РК «Кинжал».
«В качестве носителя „Кинжала“ был выбран сверхзвуковой истребитель-перехватчик МИГ-31. Работа по модернизации этого уникального сверхзвукового самолета, опередившего свое время, шла параллельно с разработкой самого оружия», — рассказал Рогозин.
Дмитрий Рогозин, вице-премьер правительства РФ
Фото: ТАСС
Всё в том же интервью газете «Красная звезда» заместитель министра обороны России Юрий Борисов рассказал и о заключении Минобороны РФ контракта на производство системы «Авангард». Новейший гиперзвуковой стратегический комплекс, по его словам, хорошо испытан.
Ракетные комплексы стратегического назначения «Сармат» так же уже прошли испытания. Комплекс оснащён тяжелой межконтинентальной ракетой, система способна атаковать цели как через Северный, так и через Южный полюс. В чём заключаются особенности «Сармата», его инновационность и почему западные ПРО и ПВО не смогут его перехватить, Пятому каналу пояснил заведующий кафедрой СМ4 МГТУ имени Баумана профессор Виктор Селиванов:
Кроме того, в конце февраля СМИ сообщили о запуске в серию новейшей российской зенитной ракетной системы С-500 «Прометей», известной также под индексом 55Р6М «Триумфатор-М». Разработка этой системы имеет долгую предысторию.
В своем текущем виде С-500 не имеет прямых аналогов: в мире нет другой серийной унифицированной мобильной наземной системы ПВО/ПРО. По ряду параметров он может сравниваться с THAAD, по другим — с Aegis или израильской Arrow. В целом С-500 представляет собой предельное выражение специфического российского опыта развития средств ПВО, который с середины 1940-х годов исходит из постулата возможной войны с противником, обладающим серьезным превосходством в воздухе. Это заставляет относиться к ПВО гораздо внимательнее, создавая «многослойную» систему с многократным резервированием функций и перекрытием зон ответственности для отражения возможного удара. Создание ракетно-ядерного щита отодвинуло непосредственную угрозу войны, но философия развития ПВО не изменилась.
Фото: РИА Новости
Но такая задача, по сути, стоит перед любым другим государством, особенно неядерным — добиться превосходства в воздухе над США сегодня не может никто, что заставляет очень серьезно относиться к оснащению своей противовоздушной обороны.
Средства ПВО, от С-400 до переносных зенитных ракетных комплексов и малокалиберной артиллерии, стабильно дают России значительную часть экспортного дохода от поставок вооружений, и появление С-500, скорее всего, подстегнет интерес к отечественным предложениям на этом рынке.
Читайте также
Новое супероружие России: Путин представил, а эксперты прокомментировали последние достижения отечественного ВПК
Реакция Запада
«Для чего мы это всё делали? Для чего мы это говорили? Мы не делали, как видите, никакой тайны из наших планов, а говорили об этом открыто и для того, чтобы прежде всего побудить наших партнёров к переговорам. Повторяю, это был 2004 год. Даже удивительно, но, несмотря на все проблемы, с которыми мы сталкивались в экономике, в финансах, в оборонной промышленности, в армии, всё-таки Россия оставалась и остаётся крупнейшей ядерной державой.
Нет, с нами никто по существу не хотел разговаривать, нас никто не слушал. Послушайте сейчас», — заявил Владимир Путин во время послания Федеральному Собранию.
И действительно, будто услышали. В США группа сенаторов-демократов обратилась к госсекретарю Рексу Тиллерсону с призывом начать диалог с российскими властями по стратегической стабильности после заявлений президента РФ Владимира Путина о создании нового оружия.
«Путин упомянул о нескольких новых видах ядерного вооружения, которые Россия, как сообщается, разрабатывает, включая крылатую ракету и ядерный подводный беспилотник. Сейчас они не ограничены договором СНВ-3 и дестабилизируют (ситуацию), если будут развернуты», — цитирует письмо «РИА Новости».
Документ уже подписали сенаторы Джефф Меркли, Дайан Файнстин, Эдвард Марки и независимый сенатор Берни Сандерс.
Фото: Global Look Press
В это сложно поверить, это не укладывается в голове, но, кажется, упомянутое нами ранее сравнение политики США с поведением уличного хулигана, понимающего лишь «право силы» действительно уместно. Ну, а как ещё объяснить нежелание американской администрации слышать нас раньше и готовность прислушаться сейчас?