«Ленин» празднует 60-летие!
05.12.2017, 9:29
Фото: armtorg.ru
Спущенный на воду в декабре 1957 года, «Ленин» стал первым гражданским кораблём с атомной энергетической установкой. Только спустя два года США удалось создать свой грузопассажирский атомоход «Саванна».
«Ленин» был заложен на Южном стапеле Адмиралтейских верфей в Ленинграде. Спустя полвека с этого же стапеля спустили танкер-гигант «Кирилл Лавров», длина которого в два раза превышала длину «дедушки» ледокольного флота – «Ленина».
В создании «Ленина» участвовало 300 предприятий и НИИ. В книгах по истории строительства ледокола говорится, что для его производства было изготовлено 70 тысяч различных деталей, а общая длина всех сварных швов составила более 6 тысяч километров.
«Ленин» был настолько большим по тем временам, что даже со стапелей его спустили с помощью специальных понтонов, чтобы корпус весом 11 тысяч тонн «не зарылся» в дно Невы. И собирали ледокол под открытым небом, ведь ни в один цех такой исполин просто не поместился. Жилую надстройку собирали отдельно и опускали по частям на уже готовый корпус.
Каждый из трёх реакторов «Ленина» почти в четыре раза превосходил первую в мире атомную электростанцию в СССР. Полная мощность силовой установки составляла 44 тысячи лошадиных сил.
Вместо десятков тонн горючего «Ленин» расходовал 40 граммов ядерного топлива, которые помещались в спичечный коробок. Экономичное использование энергии позволило бы ледоколу за один рейс побывать и в Арктике, и у берегов Антарктиды.
Именно благодаря «Ленину» навигация в западном районе Арктики была продлена с трёх до одиннадцати месяцев. Именно этот ледокол впервые в мире отработал без перерыва больше года в Арктике. Он преодолевал льды, которые раньше считались непроходимыми для дизельных судов этого типа.
За 30 лет работы «Ленин» провёл за собой во льдах Арктики почти четыре тысячи судов, прошёл 654 тысячи морских миль. Примерно такое же расстояние получится, если тридцать раз обогнуть земной шар по экватору.
Первый атомный ледокол породил целое направление в отечественном судостроении. Без атомоходов присутствие СССР, а затем и России в Арктике не было бы столь очевидным. И кстати, невозможно переоценить в этом отношении роль Петербурга как конструкторского и строительного центра страны.
Со времён постройки и ходовых испытаний «Ленин» так никогда больше и не вернулся на Балтику – к родным ленинградским берегам. На Южном стапеле, с которого 60 лет назад сошел в воду первенец атомного ледокольного флота прикреплённая к цеху латунная табличка гласит: «На этом стапеле заложен 28.08.56 и спущен на воду 5.12.57 первый в мире атомный ледокол "Ленин".
После того, как «Ленин» был выведен из эксплуатации, над ним нависла угроза утилизации. Впрочем, ледокол сумели отстоять. Сейчас он стоит у причала морского вокзала в Мурманске и является одним из символов столицы Заполярья, а также музеем атомного флота.