Крейсер «Аврора» на русском поле экспериментов

, 19:38

Фото: крейсераврора.рф

Поэт и журналист Анна Долгарева в своем материале вспомнила не только легендарный выстрел «Авроры», но и то, что стояло за ним — до и после по ленте времени.

И снова о символах. Так уж вышло: русское поле (экспериментов, по Летову) ими перенасыщено, — начинаешь говорить о политике, а получается, что о метафизике и поэзии. Вот и сейчас…

Семьдесят лет назад на вечную стоянку встал крейсер «Аврора». Участие в русско-японской войне, в частности, в Цусимском сражении, и несколько эпизодов в Первой мировой — вот, в сущности, и весь боевой путь этого корабля. Помним мы его, однако, не из-за военной славы, а из-за легендарного выстрела вечером 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года.

Пресловутый выстрел, к слову, был холостым. Зимний дворец, где засело Временное правительство во главе с Керенским, располагался так, что вести по нему огонь «Аврора» не могла физически. Потому корабль ограничился холостым залпом, который дал старт к началу сражения.

Сражение особенно эпическим тоже назвать нельзя. То есть, результаты его — другое дело: большевики выбили из Зимнего дворца Временное правительство, что оказалось поворотной исторической точкой, началом Гражданской войны, первым шагом к воплощению лозунга «Вся власть — Советам». Но «власть — Советам», индустриализация, коллективизация и построение нового, прогрессивного государства на море крови и стогах костей красных и белых будет позже. А пока что происходит ноябрь 1917 года, в Зимнем находится Временное правительство, в руках которого катастрофически, как гнилая материя, расползается на части имперская Россия. Охраняют это Временное правительство женский батальон, юнкера и сорок человек ветеранов-инвалидов. Учитывая, что охраняли Зимний только со стороны фасада, а задние двери со стороны Невы то ли оказались забытыми, то ли были открыты сочувствующими, после выстрела «Авроры» действия длились не слишком долго.

Читайте также

Потерь при штурме Зимнего тоже было minimum minimorum — одна участница женского батальона и шестеро солдат. В общем, захват этот был таким же, как выстрел крейсера — символическим. Но поворотным. Почти бескровным — и на том спасибо. Правда, потом одна из девушек, служивших в женском батальоне, покончила с собой, оставив записку о разочаровании в идеалах…

…Что ж, наступало время других идеалов. И, хотя выстрел «Авроры» был бескровным, словно нежным, любовным к людям старой России, и почти бескровным был штурм Зимнего, новые идеалы приходили через страшную Гражданскую войну, где не осталось сторон с чистыми руками.

Почему история запомнила выстрел «Авроры»? Ведь и до него в течение дня предпринималось что-то вроде вялых попыток штурма дворца. Правда, вполсилы — ждали, пока подойдут матросы.

Тут, мне кажется, излишне говорить о «большевистской пропаганде», потому что сознание масс устроено не так. Символы, повторю, символы переполняют русское поле мышления. Важным символом, поворотной вехой оказался этот выстрел.

Сейчас, в нашем цивилизованном двадцать первом веке, у писательниц Натальи Курчатовой и Ксении Венглинской есть рассказ, где отверженные обществом бомжи-профессора, бомжи-моряки, нищие, юродивые, всходят на крейсер «Аврора» и уплывают куда-то в новый мир.

Даже сейчас, безо всякой большевистской пропаганды, крейсер «Аврора», тяжелая серая махина, созданный для войны корабль — это символ зари, нового мира, в который попадут избранные.

Так вот вижу.

***

Вождь просыпается ночью
Одного тоскливого ноября.
Вождь, как сказочная царевна,
Откидывает саркофаг.
И восковыми губами
Вдыхает воздушную рябь.
Похорошевшей (как вы заметили)
Столице
Показывает кулак.

Вождь выходит на Ленинградку.
Стопит попутку, пустую газель.
Что ж, говорит, батенька, рассказывайте, как вы тут без меня.
У Волочка они с водителем
Расстаются парой друзей.
Вождь ловит дальше какую-то фуру.
Звезды звенят.

В Питере он высаживается
Рядом с Обводным, и дальше идет
Поступью тяжкой,
И Медный всадник с его дороги уходит прочь.
Красные кости стонут под камнем,
Встают и шагают вперед,
Вслед за вождем.
Почти кончается ночь.

Вместе они подходят к Неве.
Вождь и толпа за ним.
Сумрачные титаны.
Живые в обнимку с не.
Вместе они проходят на крейсер.
Над луною кровавый нимб.
Крейсер сходит с прикола.
Несет их навстречу весне.

Анна Долгарева

Читайте нас в Дзен