Забытые русские виктории. День памяти воинов, павших в Первой Мировой войне
01.08.2017, 0:01
Фото: Andresh.ru/Картина Василия Нестеренко
Российская Империя внесла решающий вклад в успехи Антанты, потеряв почти миллион солдат. Но плодами кровью добытых побед воспользовались лишь наши союзники, но не мы. А подвиги наших предков чуть не оказались стерты из исторической памяти. А ведь подвигов было не мало…
1 августа 1914 года началась Первая Мировая война. В ней приняли участие две третьих населения земного шара. Под ружьё поставили более 70 миллионов солдат из 38 государств. 10 миллионов из них так и не вернулись домой. После войны навсегда изменились национальные границы, общественный уклад, экономические цепочки и ценности людей по всему миру. Российская Империя вступила в неё в составе победившей коалиции. За два с половиной года наши солдаты разгромили турок, деморализовали австрийцев и остановили немецкое наступление, и Россия была в шаге от того, чтобы стать средиземноморской державой.
Плакат времен Первой Мировой войны
Фото: fishki.net
Битва при Гумбиннене – сам погибай, а товарища выручай
«Очень немногие слышали о Гумбиннене, и почти никто не оценил ту замечательную роль, которую сыграла эта победа. Русские контратаки 3-го корпуса, тяжёлые потери Макензена вызвали в 8-й армии панику, она покинула поле сражения, оставив своих убитых и раненых, она признала факт, что была подавлена мощью России», – вспоминал позже знаменитый премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.
Фото: Independent.co.uk
Первое крупное сражение на Восточном фронте – битва при Гумбиннене. И оно осталось за русскими. Немцы имели перевес и в личном составе, и в артиллерии. Но враг был отбит. Немцы начали беспорядочное отступление.
Фото: first-world-war.blogspot.ru
Приунывшие французы или «маленьких побед не бывает»
В этом сражении с обеих сторон приняли участие всего около 150 тысяч бойцов, но оно имело судьбоносное значение. Моральный аспект этой победы трудно переоценить, ведь психология широких солдатских масс подчас имеет решающее значение. Благодаря русским, французы, униженные итогами предыдущей франко-прусской войны, снова поверили в то, что с Германией возможно воевать. И не просто воевать, а побеждать.
Фото: Lindenhillshistory.org
Галицийкая битва – разделяй и властвуй
Среди офицеров императорской армии вошла в пословицу так называемая «немецкая болезнь». Солдаты часто переоценивали боевой дух германской армии, но зато на австрийцев смотрели свысока, не считая их за настоящих противников. Да и сами австрийцы были окончательно деморализованы уже в первые месяцы войны.
Плакат времен Первой Мировой войны
Фото: Russiahistory.ru
Таковы плоды Галицийской битвы, которая стала одним из крупнейших сражений Первой Мировой войны. С обеих сторон в нем приняли участие почти два миллиона солдат, фронт растянулся на 500 км. Вскоре австрийцы буквально бежали под напором русских войск. А многочисленные новобранцы нередко без сопротивления сдавались в плен. Настроения, царившие среди них, хорошо известны по похождениям «бравого солдата Швейка».
Фото: Knowledge.su
Австрийцы до конца войны утратили инициативу, а немцы осознали, что их союзники самостоятельно не в состоянии удерживать границы. И в последствии были вынуждены оттягивать на их поддержку дополнительные силы.
Плакат времен Первой Мировой войны
Фото: Stena.ee
Эрзурумское сражение – Антанта Антантой, а «табачок» врозь
К марту 1915 года англо-французский флот был разбит турками при Дарданеллах. А британская сухопутная атака захлебнулась на Галлипольском полуострове. Уже к концу года союзники были вынуждены признать поражение и ретироваться.
Россия же на этом фронте действовала не в пример удачнее. Но, удивительное дело, русские успехи на юге абсолютно не входили в интересы наших же союзников.
-
Французы зарились на Александреттский залив, Синоп и часть береговой полосы Черного моря.
А англичане стремились не подпустить русских к богатому нефтью ближневосточному региону.
Бегство англичан развязывало османцам руки. Освободившиеся силы Турция планировала бросить против России. Однако командующий Кавказской армией генерал Юденич решил по-своему, не став дожидаться воссоединения турецких сил. Неожиданно для теплолюбивого врага русские начали решительно наступление в самый разгар зимы.
Фото: Ursa-tm.ru
Два русских корпуса полезли прямо через горы, атаковав турецкие позиции. Русские воспользовались ослаблением и обратили врага в бегство по всему фронту. Сразу же началось преследование, что позволило захватить крепость Гасан-кала и подобраться к Эрзуруму.
Фото: Dyzvtagil.siteedu.ru
Для русской армии неприступных крепостей не бывает
Здесь на стороне турок играла география. Их позиции защищали труднопроходимые горы, а немцы помогли по части современной фортификации. Турки могли простреливать окружающую местность перекрестным огнем из умело расположенных батарей и пулеметных гнезд.
Крепость Эрзурум
Фото: Mescere.net
Юденич детально продумал план наступления и применил для будущей победы все технологические возможности того времени.
-
В целях разведки была широко задействована авиация.
Белые маскхалаты обеспечивали надежную маскировку.
Русские атаковали в мороз и метель, чего турки не ожидали.
Армия врага была разгромлена, потеряв около 80 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными.
Потери русской армии составили 2 тысячи человек убитыми и 6 тысяч ранеными.
Фото: Thoughtco.com
«Брусиловский прорыв» – все хотят быть с победителем
Осенью 1916 российские войска под командованием Брусилова вернули Волынь, Буковину и часть Галиции. Общие потери противника составили полтора миллиона человек. Эти события вошли в историю под названием «Брусиловский прорыв».
Фото: Buria.info
Одержанные победы окончательно лишили центральные державы германской коалиции стратегической инициативы. Их поражение стало вопросом времени. Под впечатлением от русских викторий на Западе и на Юге к Антанте присоединился очередной союзник, почувствовавший ветер перемен – Румыния.
Фото: Fakel-history.ru
В конце 1916-го года, истощенные войной немцы и австрийцы уже молили Антанту о мире, но их предложения были отвергнуты. Союзники планировали закончить войну осенью 1917 года. Общие планы обсуждались в феврале на Петроградской конференции. Россия рассчитывала получить в свое распоряжение проливы Босфор и Дарданеллы, выход в Средиземное море и Константинополь. Вековая мечта о «кресте на святой Софии» оказалась на расстоянии вытянутой руки.
Участники Петроградской конференции стран Антанты
Фото: Sojuzrus.lt
Европа, спасённая ценой русских жизней
Но всем этим планам не суждено было сбыться. Революционные события 1917 года и последовавшая за ними Гражданская война резко изменили расклад. Россия была вынуждена выйти из войны, подписав Брестский мир, пока страны Антанты делили в Париже богатую военную добычу, перекраивая карту мира на свой лад.
Парижская мирная конференция, по итогам которой был подписан Версальский договор
Фото: Bm-host.ru
«Россия не проигрывала той войны. Она просто не дожила до победы, перестав существовать. Между тем, к 1917 г. русский фронт был совершенно благополучен, дела на нем обстояли никак не хуже, чем на западе и не существовало ни малейших оснований ни чисто военного, ни экономического порядка к тому, чтобы Россия не продержалась бы до конца войны. Тем более, что не будь Россия выведена из войны, война бы кончилась гораздо раньше», – резюмирует историк Сергей Волков.
Фото: Rodinaonpo.ru
При активном участии бывших союзников в стране начались волнения, приведшие сперва к Февральской, а потом и Октябрьской революции, за которыми последовала кровопролитная и тяжелая Гражданская война. Лавры победы в Первой Мировой достались другим странам. А на нашу долю осталась память. Память о павших воинах и бессмертных победах в самой первой Мировой войне.
Александр Саблин