Бриг «Tre Kronor» поднимает алые паруса

, 13:26

Фото: Пятый канал

Сегодня это невозможно представить, но 7 лет назад экипаж шведского брига «Tre Kronor» вообще не хотел приезжать в Россию. До 2010 года ни капитан, ни матросы о книге Александра Грина никогда не слышали, а идея романтического праздника с алыми парусами в разгар белых ночей казалась им очередной блажью «этих странных русских». Особенно, после изучения карты течений и глубин на Неве. Но из уважения к приглашающей стороне книжку русского писателя суровые шведы, все же, почитали и чудесным образом духом этой самой романтики прониклись.

Парусник мира

«Tre Kronor» называют «парусником мира» – строился он на деньги благотворителей и волонтеров со всего света.  Первоначальный замысел предполагал создание учебного судна для интернациональной команды моряков. Но вскоре после спуска на воду эти рамки «трем коронам» стали тесны и бриг стал ходить в экологические экспедиции и участвовать в регатах. Причем очень успешно. В 2009-м «Tre Kronor» победил в крупнейшей гонке больших парусных судов «The Tall Ships Races». Кстати, именно тогда организаторы праздника «Алые паруса» и решили пригласить корабль и его команду в Санкт-Петербург.


Фото: Пятый канал

«Когда нас пригласили участвовать в празднике выпускников и мне впервые сказали, что паруса будут алыми, я подумал: «Что за черт?», но сейчас могу точно сказать, что не видел ничего более фантастического. Хотя обычно во время проводки я ничего не замечаю – все внимание на управление парусником и маневры, но потом, смотря шоу в записи, думаю «Какая же все-таки красота!» – делится воспоминаниями и чувствами капитан брига Аллан Палмер.


Капитан брига
«Tre Kronor» Аллан Палмер
Фото: parusniki.info

Золотые короны Стокгольма

Вообще-то, полное название корабля «Tre Kronor af Stockholm» – «Три короны Стокгольма». Так некогда называлась резиденция шведских королей – величественный замок в Гамла Стане, историческом центре шведской столицы. Свое название замок получил после того, как во времена правления Юхана III на шпиле замка был установлен сверкающий золотом декоративный элемент – три королевские короны. Со временем они стали символом Стокгольма, а затем и всей Швеции.


Замок Tre Kronor, картина 1661 года
Фото: wikipedia.org

Королевский крестник

«Tre Kronor af Stockholm» – точная копия брига «Gladan» («Красный коршун»), построенного в 1857 году. Поначалу это тоже было учебное судно, ставшее затем боевым кораблем полярных исследователей. Знаменитый ученый и путешественник Адольф Эрик Норденшельд ходил на нем в экспедиции к Шпицбергену и Гренландии.


Фото: wikipedia.org


Фото: onlinecoolgames.ru/bellabs.ru

«Три короны» сделали по чертежам «Гладана», найденным в шведских военных архивах. Новый бриг строили на верфи Шеппсхольмен почти 8 лет и спустили на воду 27 августа 2005 года. Крестной матерью парусника стала Её Королевское Высочество кронпринцесса Виктория.


Коллаж: Пятый канал

Сибирская мощь шведского брига

Чтобы сделать бриг надежным, быстрым и маневренным, корабелам пришлось тщательно подбирать материалы для его корпуса, матч и остальных частей. Основными материалами стали сердцевина сосновых бревен, дубы и сибирская лиственница – из нее сделана палуба. Общая площадь корпуса судна – больше 500 квадратных метров. На его изготовление ушло около тысячи взрослых дубов. Длина брига по палубе – 35 метров, максимальная ширина – 8 метров 25 сантиметров. На мачтах устанавливается 16 парусов общей площадью 735 квадратных метров. «Tre Kronor» может разгоняться до 17 узлов. По профессиональной классификации «Tre Kronor» – двухмачтовый бриг с прямым парусным вооружением. Такие паруса еще называют «парусами викингов»


Фото: Пятый канал

Команда морских волков-романтиков

Из скромного учебного судна «Tre Kronor» давно уже превратился в парусник-звезду, известный на весь мир корабль, желанного гостя в любом порту. При этом, он по-прежнему берет на борт начинающих моряков и волонтеров, желающих усовершенствовать свои флотские навыки. Но, все же, главное для экипажа – не тренировки новичков в управлении парусами, а обучение навыкам жизни и работе в коллективе, без которых в море, как известно, делать нечего.


Фото: sobaka.ru

«Выступление для нас – это не только работа. Потому что, когда приезжаем, мы стараемся немного погулять по городу. Петербург – очень красивый город. В некотором роде мы, как артисты – даем хорошее представление и радуемся, если все вышло хорошо и зрителям понравилось», – рассказывает капитан Палмер.


Фото: Пятый канал

Шкиперские маневры под музыку

Первые маневры по Неве в далеком 2010 году экипажу «Tre Kronor» давались с невероятным трудом. Главная петербургская река, хоть и изучена вдоль и поперек, непредсказуема своими течениями и ветровой обстановкой. Плюс еще сложнейший фарватер и множество отмелей. Именно поэтому шведскому паруснику в узкой акватории Невы маневрировать очень сложно. Команда, конечно, давно уже каждое свое движение во время шоу знает наизусть, но всякий раз готовится очень тщательно: составляет схему расположения экипажа на время шоу и потом без устали тренирует и репетирует каждый маневр.


Фото: Пятый канал

«На самом деле, все проходит по кромочке допустимого риска. Это в море ничего страшного нет: открытое пространство, а здесь – любая ошибка, и ты немедленно сел на мель, навалил на берег, врезался в мосты, каждая мелочь имеет значение. На сегодняшний день людей, которые побывали в космосе в сто раз больше тех, кто умеет командовать таким парусником», – восхищается консультант брига с российской стороны Сергей Тимошков.


Сергей Тимошков, консультант брига «Tre Kronor» с российской стороны
Фото: parusniki.info

По признанию капитана Палмера, очень помогает музыкальное сопровождение шоу. Каждый поворот делается на нужной ноте. Но иногда природа вмешивается в любой, даже самый идеальный план. Самый сложный участок – акватория Невы от Троицкого моста до Стрелки Васильевского острова. Здесь очень мощное течение. А если в паруса ударит сильный попутный ветер, бриг может разогнаться до недопустимой скорости. Однажды, так и произошло. Капитану «Tre Kronor» пришлось включать двигатель, чтобы затормозить несущийся по Неве корабль.


Фото: Пятый канал

«В обычных условиях на выполнение таких, казалось бы, несложных маневров, как прохождение, поворот, швартовка нормы времени исчисляются десятками минут. У нас задача уложить все это в несколько секунд – ведь все выверено, согласовано с пиротехникой, музыкой. В 2015 году, например, мы отклонились от сценария всего на 3 секунды. Это, безусловно, верх профессионализма», – продолжает наш консультант.


Фото: Пятый канал

В Петербург – с любовью

В прошлом году на главном корабле петербургского праздника выпускников поставили новые алые паруса. Они вовсе не бутафорские – сделаны по технологии настоящих морских парусов, предназначенных для выхода в открытое море. Единственное отличие в «праздничном» материале: он немного тоньше обычного. А вот что точно на «Трех коронах» менять не будут, так это русское меню на камбузе. Традиционно, с момента пересечения границы России судовой кок свой экипаж кормит исключительно блюдами, приготовленными по рецептам русской национальной кухни.


Кок «Tre Kronor» Карл Бавнер на камбузе брига
Фото: parusniki.info

Ожидается, что звезда «Алых парусов» бриг «Tre Kronor af Stockholm» прибудет в Санкт-Петербург 19 июня. В ночь с 23 на 24 июня он превратится в придуманный и воспетый великим романтиком Александром Грином галиот «Секрет» – символ надежды и мечты.

Игорь Максименко

Читайте нас в Дзен