Отголосок референдума — что ожидает Турцию?

, 20:06

Фото: Пятый канал

Невероятно много шума наделал референдум о внесении поправок в конституцию Турции, как внутри государства, так и на геополитической арене. Но, на фоне бурной радости сторонников Эрдогана и недовольства его противников, суть большей части поправок как-то отошла на второй план? Какие изменения ждут Турцию, к чему и когда они приведут?

Под такими заголовками вышли основные западные издания сразу после того, как стало ясно: на референдуме в Турции победили сторонники Реджепа Эрдогана. Громкие обличительные формулировки, обвинения, укоры, подозрения…

В англоязычной версии «Википедии» турецкого президента и вовсе назвали диктатором…


Фото: en.wikipedia.org

Через пару часов статью отредактировали и привели в порядок, но осадок остался – страны ЕС усиление президентской власти в отдельно взятом независимом государстве однозначно восприняли как отказ от демократического пути развития и конец Турции как республики.

Что же именно произошло в Турции?

Из школьной программы все мы помним, что республики бывают двух основных типов – парламентские и президентские. Так что после референдума, сама республика, собственно, никуда не делась, не превратилась в халифат и не перестала быть светских государством. Просто изменился тип её политического устройства. И если взглянуть на политическую карту мира, станет ясно, что президентские республики не являются чем-то из ряда вон выходящим.


Фото: wikipedia.org

На фоне бурных праздничных митингов сторонников усиления власти Эрдогана, чуть менее бурных протестов оппозиции, и осуждающих голосов европейской прессы, как-то на второй план ушли те самые 18 поправок к конституции, из-за которых и разгорелся весь сыр-бор. А между тем, к ним, пожалуй, стоило бы повнимательней приглядеться:

Как говориться, «много букв». Но, если сделать над собой усилие, и вчитаться в, в общем-то, не сложный текст, станет ясно, что изменения в основном законе Турции вовсе не превращает президента в монарха-вседержителя. Более того, количество членов парламента увеличено, срок полномочий Национального Собрания продлён, ценз для кандидатов в законодательный орган снижен, снижено возможное влияние турецкой «военщины». Да, теперь в стране больше нет премьер-министра и главой правительства становится президент. Но курс на уменьшения роли парламента был взят в Турции ещё до Эрдогана. В 2007 году, например, в результате такого же референдума о внесении поправок в конституцию право выбора президента перешло от Национального Собрания непосредственно к народу.

Зачем это Эрдогану?

Вопрос вполне закономерный. Хоть президента и поддержало номинальное большинство, референдум, как таковой, привёл к своеобразному расколу общества в Турции. Не говоря уже о негативной реакции Европы. Стоило ли так рисковать своим положением на внутренней и внешней политической арене? Тут мнения экспертов разделаются. Одни считают, что укрепление президентской власти было необходимо для поддержания правопорядка и мира в государстве…

Станислав Еремеев, декан факультета политологии СПбГУ:
«В режимах военного времени, в режимах нестабильности необходимо чёткое и ясное управление, чтобы не было ситуаций, когда одна рука делает одно, другая – другое. В такие периоды всегда востребованы авторитарные лидеры. Я думаю, Эрдоган как раз является таковым. Вопрос в другом: удастся ли ему воспользоваться этим мандатом доверия, который дан ему сегодня турецким народом».

Напряжённость на границе с Сирией, «курдский вопрос», ещё живая в памяти прошлогодняя попытка военного переворота, пролоббированного исламистами… Всё это действительно требует централизованного управления. Но цена за это – риск народного недовольства…

Александр Сотниченко, доцент факультета международных отношений СПбГУ:
«В Турции мы увидели, что почти половина населения Эрдогана категорически не поддерживает, то есть активной оппозицией является половина населения, и что-то Эрдогану с этим придётся делать. Я думаю, что сейчас ему придётся отвлечься каким-то образом от внешней политики. Или же использовать её в качестве инструмента для борьбы с этой самой внутренней оппозицией».

Оппозиция же не дремлет и уже задаёт президенту неудобные вопросы: а что это за бюллетени такие, 30% который оказались без печатей избирательной комиссии? Но в рядах недовольных нет единства, считают эксперты…

Амур Гаджиев, научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН:
«В самой оппозиции серьезный раскол. К этому и стремился Эрдоган. Мы видим, что президентская составляющая укрепляется. В условиях, когда в юго-восточных провинциях идёт антитеррористическая операция ожидать единого эффекта – положительного или негативного – не приходится».

Оппозиционеры повели себя корректно – не пошли на баррикады, не стали устраивать потасовок и силовых акций, а решили действовать официально и вполне себе по-европейски – заявили протест, потребовали пересчёта голосов и готовы ждать официальных результатов. Так что громкие заголовки западных СМИ и гибели демократии в Турции, возможно, преждевременны, полагают аналитики.

В любом случае, ни о каких изменениях «с завтрашнего дня» в политическом и административном укладе Турции речи не идёт. Все поправки к конституции вступят в силу лишь в ноябре 2019 года, после того как пройдут очередные президентские выборы.

Алексей Синько

Подписывайтесь на Пятый канал в соцсетях

Читайте нас в Дзен