27 августа отмечается День российского кино

, 10:20

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Сегодня кинематографисты отмечают профессиональный праздник — День российского кино. Так профессиональный праздник называется только с 2002 года.

До этого был и День советского кино, и просто День кино, и День кино России. Казалось бы - какая разница? Но в кино мелочей не бывает. Об этом расскажет Дмитрий Пищухин, он встретился с людьми, которые наполняют кинематограф деталями, заставляющими поверить в магию.

Ногами этого человека герои фильмов стучат каблуками или шаркают по мостовой. Он знает, как шумит разбитая по ухабам карета. И чувствует, на какую ногу хромает лошадь в упряжке. Чтобы потом мы с вами, сидя у экранов, искренне поверили в происходящее. Один из лучших звукооформителей страны Сергей Фигнер свой профессиональный праздник отмечает в тон-ателье. Его фамилия в кино стала уже нарицательной – уникальную профессию он перенял от отца. Некоторые иностранные режиссеры до сих пор уверенны, что Фигнер – это название какого-то специального оборудования. Но не многие видели,  из каких подручных материалов рождаются звуки.

Его мастерская напоминает лавку старьевщика, но у каждой вещи есть свой неповторимый шум. Фигнер наполнил звуками мультфильм «Кин-дза-дза», занимался озвучанием картины «Тарас Бульба»,  но особенно гордится работой с Алексеем Германом. Звуковое оформление киношедевра «Трудно быть Богом» проходило несколько долгих месяцев.  

Сергей Фигнер, звукооформитель: «Если моя работа не заметна, то это хорошо. Значит, все сделано точно. Идет ощущение, что звук был записан на площадке».

Профессий много, но прекрасней всех кино. От первого дубля до последней сцены над созданием картины трудится сотни человек, работа которых остается за кадром, но именно они заставляют нас поверить в иллюзию кино. Взять, скажем, профессию реквизитора – этот колчан для стрел с легкостью превратили в настоящую тигриную лапу, которая появляется в одной из сцен фильма «Полосатый рейс».

Все дело в деталях – уверен именитый художник-постановщик Владимир Светозаров. Картина может быть хорошо снята, актеры идеально подобраны на роль, режиссер продумал каждую сцену. Но если на сюртуке главного героя будут пришиты пуговицы из другой эпохи – вся работа съемочной группы может пойти насмарку.  

Владимир Светозаров, народный художник РФ: «Если вы пойдете по улице и посмотрите, то нет метра в котором бы не было решеток современных, железные двери всюду, глазки, кодовые замки, разметка на улицах, магазины, реклама. Вы не знаете, как из этого выкрутиться и снять Лондон. Каждая сцена был творческий подвиг художников».

Это Светозаров о российском сериале «Шерлок Холмс». Перед художником стояла непростая задача – сделать из современного Петербурга британскую столицу. Но гораздо сложнее было придумать с нуля как могла выглядеть Запорожская сечь для картины Владимира Бортко «Тарас Бульба». Многие вопросы приходится обсуждать с историками, иначе могут возникнуть неточности – например, в сериале про Григория Распутина только во время съемок выяснили, что пассажирские паровозы того времени были зеленого цвета. Пришлось не брать их в брать в кадр.   

Владимир Светозаров, народный художник РФ: «Профессия художника кино, как и многие другие кинопрофессии – это 30 процентов, так называемого творчества, а 70 процентов производства».

Звукорежиссеры, реквизиторы, художники по свету - их фамилии обычно не разглядеть в финальных титрах, но именно от командной работы всей съемочной группы зависит успех или провал кинокартины. Сегодня все они отмечают профессиональный праздник. Для каждого из них лучшим подарком станет то, если их фильм запомнится зрителю.    

Читайте нас в Дзен