По данным властей ЛНР и ДНР, СБУ удерживает около тысячи человек

, 10:08

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Обмен пленными - это один из вопросов, который требует сейчас немедленного решения в Донбассе. Сегодня в Минске представители ДНР и ЛНР снова попытаются достичь соглашения с Киевом.

По данным властей народных республик, СБУ удерживает около тысячи человек, причем, более половины из них не имеют никакого отношения к ополчению. Задерживают тех, кто просто не так смотрит, не то пишет, не то говорит. Таких историй уже настолько много, что российская Общественная палата направила международным коллегам специальный доклад на эту тему. Но реакции из-за рубежа не последовало. Живые свидетельства тех, кто побывал в  настоящему аду, - в репортаже нашего корреспондента Алексея Багина.

Надписи, вырезанные лезвием - увечья которые вряд ли заживут. Петербурженка Мария Коледа раны на запястьях не прячет. Девушка побывала на допросах Службы Безопасности Украины. И сейчас уверена, что ей ещё крупно повезло, поскольку попала в руки государственных инквизиторов, а не так называемых добровольцев «Правого Сектора».

Мария Коледа: «А многих брали специальные батальоны «Азов», «Айдар», и там просто куски мяса. Если девушки, то чаще всего изнасилованные, с вырезанными словами, надписями. У одной девушки, например, соски отрезаны были. Вот в таком состоянии доставляли людей».

Персоной блогера Коледы контрразведчики заинтересовались в Николаеве, когда увидели россиянку возле здания местной администрации. Милиция разгоняла митинг горожан, недовольных политикой киевских властей. И, чуть не перестаралась – едва не устроила массовую потасовку. Задерживали всех поголовно. У кого находили украинский паспорт - отпускали, а вот с фотографом из Петербурга церемониться не стали. Этап Николаев – Новая Каховка, Киев – маршрут, который, двадцатилетняя Маша запомнила на всю жизнь.

Мария Коледа: «При этом очень плохое медицинское обеспечение. Например, у нас в камере у девочки аппендицит. Мы вызываем медиков тюремных. Приходят медики и говорят, ну вы до завтра потерпите, может оно само пройдёт». 

Дальше были полгода допросов. Россиянку бросили в общую камеру с уголовным контингентом. Но она не сломалась. Помог характер.

Мария Коледа: «Утром во время проверки в СИЗО девчонки в камере начинают петь гимн Украины. Ну, ладно… у меня голос тоже громкий. Гимн России я помню наизусть… И вот проверка уходит - начинается драка».  

Одно из ярких воспоминаний в этой череде издевательств и унижений – стало внезапное предложение следователя признаться в государственной измене. То, что задержанная - иностранка никого не смущало. Для украинских судей, как выяснилось, главное признательные показания. А кто ты и откуда – дело последнее. Что бывает с непокорными россиянами - Мария испытала на себе.

Ольга Селицкая, бывшая пленная: «Тяжёлым предметом в область ног и спины, в область почек наносились удары. Также пытали электрошокером, а когда я теряла сознание, обливали водой».

Истории более 100 человек таких же как Маша, пострадавших от пыток и бесчеловечного отношения, вошли в доклад Общественной палаты. Документальные свидетельства о военных преступлениях направлены в ООН. Для возможного трибунала.

Георгий Фёдоров, член Общественной палаты РФ: «Многие похищенные пленные вообще неизвестно где находятся. Они могут находиться на военных базах, которые не попадают не под одну юрисдикцию. Фактически тайные тюрьмы, которые могут быть как зинданами, так и бараком в какой-то военной части. Соответственно, где человек находится неизвестно».

Ещё одна Мария, тоже фотограф и тоже из Петербурга попала в украинский плен во время обстрела машины с журналистами. Сопровождавшие её ополченцы сумели уйти, а стрингер замешкалась – человек не военный. 

Мария Маркитанова: «Машину расстреляли по колёсам. Она останавливается. Нам команда – всем под отбойник. Я скатываюсь под отбойник. До меня долетала земля. Я понимаю, что если подниму голову и отзовусь, то вероятность того, что в меня попадёт осколок мины – увеличивается».  

То, что в России маму-фотографа ждёт пятилетний сын, она не умеет стрелять и ещё не успела сделать ни одного снимка – спецслужбы Украины не впечатлило. Больше недели девушку продержали в металлическом вагоне для военнопленных.  Как скоро удастся вернуться домой в родной город, попавшие в застенки СБУ петербуржцы, не знали. Захваченные гражданки России надеялись, что рано или поздно власти Украины одумаются, пересмотрят их дела и если не освободят за отсутствием состава преступления, то хотя бы обменяют на военнопленных. Но время шло, а ситуация к лучшему не менялась. Повезло неожиданно. О задержанной Коледе узнали ополченцы и буквально выторговали её, обменяв на пленных карателей. А судьбой Маркитановой вдруг заинтересовались в Киеве и дали команду выдворить за пределы страны. Теперь девушка рассказывает: чтобы не сойти с ума под арестом она не переставала шутить. И, видимо, помогло. Вернулась к ребёнку живая. 

Мария Маркитанова: «Если человек шутит или включает чувство юмора, то страх и чувство юмора - это антагонисты, и они не могут работать одновременно. Когда шутишь - ты не боишься, а когда не боишься, даже противник начинает тебя уважать».

Выбравшись из западни, обе Марии заявляют: они сильные женщины и, несмотря на пережитое, если потребуется помощь Донбассу - вернутся туда хоть сейчас.

Читайте нас в Дзен