На Россию посыпалась критика из-за голосования в Совбезе ООН
30.07.2015, 18:50
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Весь день российский МИД отбивался от нападок западных коллег и журналистов. В Совете безопасности ООН Россия заблокировала резолюцию о создании трибунала по сбитому над Донецком «Боинга».
Причем о том, что Россия применит "право вето", наша делегация предупреждала заранее, но вопрос все же поставили на голосование и вот - новая волна критики. Или в этом и была цель? Это пыталась понять наш корреспондент Инна Чукина:
Как будет проходить голосование, можно было догадаться ещё до начала по поведению членов Совбеза. Представитель Малайзии, смеясь, что-то обсуждает с литовским коллегой, председатель Джерард ван Бохеммен, который по идее должен быть беспристрастен, обнимается с участниками и горячо приветствует представителя США Саманту Пауэр. Виталий Чуркин ничьей компании не ищет. Тот же расклад и при принятии резолюции по Боингу.
Одного голоса России, как постоянного члена Совбеза ООН достаточно, чтобы наложить вето на создание международного трибунала. Малазийская сторона, представившая резолюцию, выражает своё сожаление. Опережая претензии остальных, Виталий Чуркин снова подробно объясняет позицию России.
Виталий Чуркин, постпред РФ при ООН: «Способно ли это следствие устоять против агрессивного пропагандистского фона в СМИ? Способно ли оно выдержать прессинг очевидного политического заказа, когда заранее называются причины катастрофы и виновные? Причем такие заявления делают, в том числе, и руководители некоторых государств, входящих в следственную группу».
Новых обвинений долго ждать не пришлось. Традиционно безосновательно и, конечно же, в соцсетях, назначить виновником Россию поспешило и то самое непредвзятое руководство Украины, страны-участницы расследования по крушению «Боинга».
Арсений Яценюк, премьер-министр Украины: «Вето России является убедительным доказательством вины российских террористов и прямой связи Кремля с убийством невинных людей».
Дальше всех пошел Александр Турчинов, предложивший изменить Устав ООН и отобрать у России право «вето». Все эти и последующие заявления лишь подтверждают опасения о необъективности возможного трибунала, основанием для его создания служит прошлогодняя резолюция, с очень обтекаемой формулировкой причины катастрофы: «…самолет был разрушен большим количеством объектов, летевших с большой силой, поразивших самолет снаружи…»
Сразу после крушения «Боинга» российское Министерство обороны обнародует спутниковые данные систем слежения за воздушным пространством. Все необходимые данные военные предоставляют малазийской стороне, которая с завидной регулярностью ездит за материалами в Москву. Нидерландам отправляют свидетельские показания бывшего авиатехника Волошина о боевых вылетах украинских истребителей в день крушения «Боинга». Разработчики комплекса «Бук» снимают гриф «секретно» и делятся данными о ракетных установках, чтобы помочь расследованию. Записи переговоров украинских диспетчеров 17 июля 2014 года или данные со спутников США, которые запрашивают уже больше года, ни Россия, ни мир так и не увидели.
Алексей Мухин, политолог: «Закрытость этого процесса обусловлена тем, что идёт очистка доказательной базы от фактов, неудобных Украине и странам, стоящим за её спиной, США, например. Есть основание полагать, что в конце доклад будет настолько выхолощен, что невозможно будет определить степень вины той или иной стороны. Но имиджевая составляющая будет одна – дискредитация России».
Трибунал по крушению «Боинга» беспрецедентный, продолжает Виталий Чуркин. Получается, что все остальные подобные трагедии мировой безопасности не угрожали, а гибель людей не требовала тщательного расследования.
Виталий Чуркин, постпред РФ при ООН: «В 2001 году самолёт компании «Сибирь» был сбит над Чёрным морем украинскими ПВО, речь не шла о создании трибунала ни тогда, ни в 1988 году, когда был сбит самолёт авиакомпании Ирана американским крейсером над персидским заливом. Не выявили тогда даже состава преступления».
Разговор об иранских жертвах Саманте Пауэр был малоинтересен, её речь состояла из перечисления погибших в «Боинге» простых кассиров, инженеров, в именах которых она, кстати, часто путалась, но трогательное по задумке выступление закончилось предсказуемо.
Саманта Пауэр, постпред США при ООН: «Россия своим решением лишила семьи погибших права на справедливое правосудие. Под угрозой оказывается весь мир и международная безопасность».
Но Россия не одна видит это давление США на остальных членов ООН, именно такое неприкрытое манипулирование заставило Венесуэлу и Китай воздержаться от голосования.
Лю Цзеи, постпред Китая в ООН: «В условия, когда некоторые члены совета безопасности не согласны с проектом резолюции, насильно подталкивать их к голосованию означает создать раскол в ООН. Это не облегчит горе семьям жертв крушения и не поможет установить истину, не поможет привлечь виновных к ответственности».
То, что трибунал по «Боингу» может быть политически ангажирован, как раз показывает опыт прошлых международных судов, уверены эксперты, присутствовавшие на заседаниях трибунала по Югославии.
Елена Гуськова: «Можно посчитать, сколько наказали албанцев, сколько сербов».
После демарша России власти США, Великобритании и Украины пообещали действовать по своему плану «Б». Пускай и не при ООН, но создать международный суд по «Боингу». Не принимая во внимание то, что ни в одной стране судебные заседания не начинаются раньше, чем заканчивается официальное расследование.